Блог Инфокрафт ЖКХ

Точки поставки в договоре энергоснабжения: как правильно определить и не взять лишнее

С точки зрения процедуры заключения – договора энергоснабжения являются одними из самых сложных. Это связано не только с тем, что сфера электроэнергетики является тяжелой по регулированию, но и со структурой договоров энергоснабжения. Покупатель электроэнергии до заключения договора энергоснабжения должен осуществить технологическое присоединение с территориальной сетевой организацией, а уже затем выходить на договорные отношения с ресурсником. Важной стороной договора энергоснабжения является определение точек поставки, по которым будет осуществляться расчет за коммунальный ресурс в виде электроэнергии.

Точка поставки и почему важно ее определить

Понятие «точка поставки на розничном рынке» раскрывается в п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442).

Точка поставки – это место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, используемое для определения объема взаимных обязательств по расчетам между покупателем и продавцом. Если говорить еще проще, то энергоснабжающая организация поставляет электричество до точки поставки, которая должна быть оприборена и должна учитывать весь объем коммунального ресурса, который через нее проходит.

Формально точки поставки должны определяться по общедомовому прибору учета, расположенному внутри многоквартирного дома в вводно-распределительном устройстве, также называемом электрощитовой (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491), хотя еще несколько лет назад по регионам точки поставки определялись по трансформаторным подстанциям.

В п. 2 Правил № 442 также указано, что точки поставки находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя (или в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики), т.е. управляющей организации.

Все точки поставки в отношении отдельно взятого многоквартирного дома указываются в приложении к договору энергоснабжения. Поскольку точки поставки являются оприборенными, по ним осуществляется ежемесячный расчет.

Несмотря на то, что это прямо не предусмотрено законодательством, практикой наработана следующая классификация точек поставки:

1. Общая, основная или расчетная (в договорах она обозначается как «О» или «Р»). Эта та точка, данные по прибору которой будут выставляться к оплате управляющей организации. Именно поэтому крайне важно вдумчиво анализировать необходимость добровольного взятия на баланс управляющей организации всех предлагаемых ресурсником точек поставки.

2. Минусовая (в договорах она обозначается как «М»). По этим точкам поставки осуществляется вычитание «М» (минусовой) из общего объема «О» (основной). Минусовые точки поставки используются тогда, когда в многоквартирном доме размещено дополнительное оборудование третьих лиц (например, операторов связи или провайдеров), имеющих прямые договора с поставщиком ресурса. Тогда их объем, потребленный в точке «М» отнимается из общедомового и не идет в КР на СОИ.

Кроме того, в качестве минусовой точки поставки часто используются приборы учета нежилых помещений, которые имеют прямые договора с энергоснабжающей организацией, заключаемые в письменной форме. В таком случае все точки поставки нежилых помещений и их потребление электроэнергии также отминусовывается из КР на СОИ и точки поставки «О» (или «Р»).

В случае прямых договоров (то есть, выставления квитанций жителям ресурсником), для управляющей организации крайне важным является механизм расчета коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ). Он рассчитывается путем вычитания из общедомового потребления, которое прошло по точкам «О» (или «Р») всех минусовых точек, включая нежилые помещения. Если пустить эту ситуацию на самотек без внимательной проработки договора энергоснабжения, то управляющая организация рискует взять на баланс к оплате дополнительные объемы коммунальных ресурсов.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Спорные моменты точек поставки по договорам энергоснабжения

Деление точек поставки на «О» (основная) и «М» (минусовая) делает ситуацию преддоговорного спора понятной, но в то же время до известной степени является примитивной, потому что практика точек поставки богаче любой теории. Фактически под точки поставки могут подводиться любые объекты энергоснабжения, и задача управляющей организации состоит в том, чтобы понять, что нужно брать на свой баланс, а что нет. Этот материал не содержит прямых рекомендаций о том, какую точку считать «О», а какую «М», однако ниже будут описаны основные спорные ситуации, возникающие по точкам поставки.

1. Щит наружного освещения (ЩНО) как точка поставки, расположенная на трансформаторной подстанции (ТП), в границах земельного участка многоквартирного дома. Ситуация с организацией уличного освещения разбиралась в наших материалах неоднократно и простого готового решения тут нет. Даже если определить границу по точкам поставки в ВРУ многоквартирного дома, сетевая организация и поставщик ресурса могут предложить управляющей организации взять на баланс ЩНО, а если этого сделано не будет, уличное освещение будет обесточено. Более того, такой щит может находиться не только снаружи дома на ТП, но и на внутренних сетях после прибора учета.

Но даже в таком случае это не означает, что опоры уличного освещения являются общим имуществом. В одном из решений суд указал, что «На Покупателя не может быть возложена оплата потребленной электроэнергии за содержание внешних опор уличного освещения (фонарных столбов), запитанных из трансформаторной подстанции № 470 через внешнераспределительное устройство МКД» (Решение Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017 от 03.09.2018 г.). Однако выиграть суд – это не то же самое, что «включить свет». Данная проблема связана со слабостью муниципального регулирования и нежеланием муниципальных образований решать эти вопросы. Поэтому вопрос о том, брать ли на себя ЩНО за точку поставки управляющая организация обязана решать самостоятельно.

2. Оборудование провайдеров. Тут возможно несколько схем подключения, но обычно провайдеры оприборивают свое оборудование исключительно по требованию управляющей организации и это никак не отражается в договорах энергоснабжения. Если же такое оборудование отражено за минусовую точку поставки, то это означает, что у провайдера есть письменный договор энергоснабжения с поставщиком ресурса.

3. Канализационная насосная станция (КНС) является одновременной точкой поставки и по договору энергоснабжения, и по договору холодного водоснабжения и водоотведения. Обычная проблема состоит в том, что КНС строится сразу на группу домов, однако как точка поставки она входит только в один договор на конкретный дом. Если группа домов управляется разными организациями, то обслуживанием КНС силами одной – не будет отвечать принципу справедливости.

По аналогичному пути идет и судебная практика: «Канализационные насосные станции (КНС) являются объектами инженерной инфраструктуры и объектами обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, следовательно, выступают объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет» (Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.07.2021 г. по делу № А14-19886/2019, на момент подготовки материала решение направлено на пересмотр кассационной инстанцией).
Формально КНС потребляет небольшой объем коммунального ресурса и основной вопрос состоит лишь в организации ее надлежащей коллективной эксплуатацией группой домов.

4. Точка поставки, объединяющая группу нежилых помещений. Этот вопрос является одним из самых спорных и законодательство наряду с судебной практикой – недружественно по отношению к управляющим организациям. Проблема состоит в следующем: большинство домов новой постройки имеют отдельный ввод на несколько нежилых помещений (например, от 2 до 7). Каждое нежилое помещение имеет свой прибор учета, т.к. собственную точку поставки. Точка поставки на группу нежилых помещений обслуживает только группу помещений и не связана с потреблением жилых помещений. Если какое-то нежилое помещение начинает осуществлять безучетное потребление (не обеспечивая контрольный допуск представителей управляющей организации к своему счетчику), то все небалансы по общей точки поставки уходят в КР на СОИ (и оплачиваются, в том числе, собственниками жилых помещений).

Таким образом, поставщик ресурса, включая в точки поставки прибор, которым объединена группа нежилых помещений – страхует себя от недосбора и небалансов, которые перекидываются на управляющую организацию.

Между тем, есть и обратная практика. Поставщик ресурса обратился в суд на управляющую организацию с иском о взыскании небалансов по нежилым помещениям, которые объединены общей точкой поставки. Суд отказал на том основании, что застройщик одновременно с передачей самих помещений, осуществил передачу части мест общего пользования, используемыми только нежилыми помещениями. Суд указал, что:
- в силу правого регулирования, действующего с 01.01.2017, отпуск коммунальных ресурсов в нежилые помещения в МКД осуществляется ресурсоснабжающей организацией напрямую (то есть, минуя исполнителя коммунальной услуги) по договору ресурсоснабжения. Если такой договор не заключен, то объем потребленных нежилым помещением коммунальных ресурсов определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами;
- суд первой инстанции верно указал, что расчет размера платы за помещение, в том числе за потребленные нежилым помещением коммунальные услуги, должен производиться исходя из площади самого нежилого помещения, а также исходя из площади, приходящейся на долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение площадью 286,3 кв.м., принадлежащей собственникам помещений первого и второго этажа и переданной им застройщиком по актам приема-передачи (Постановление 11 арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 г. по делу № А49-2982/2020).

5. Ряд экзотических ситуаций, когда за точки поставки берутся отдельные объекты благоустройства, например, фонтаны или газовые корректоры. Такое встречается, но редко. Если обслуживание данных объектов заложено в тарифе и отвечает интересам жителей, то препятствий по принятию точки поставки в договоре энергоснабжения, в принципе, нет.
Итак, тема точек поставки (как одной из части договора энергоснабжения) является сложной, а правильный разбор этих вопросов существенно снижает для управляющей организации финансовые и эксплуатационные риски.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге