Коллективные автостоянки во дворе многоквартирного дома: практика регулирования и пути решения проблем
09.07.2020
11:50
9 июля 2020 в 11:50
Проблема нехватки парковочных пространств является актуальной не только для мегаполисов, но и для небольших городов. Несмотря на кризисные явления в экономике численность используемых транспортных средств продолжает оставаться высокой в силу разных причин: от стремления к удобству, до отсутствия полноценной транспортной инфраструктуры. Основной вопрос, решаемый собственником, звучит так: «Где ставить и хранить». Чаще всего эта проблема решается путем оставления машины во дворе дома.
Коллективная автостоянка, машино-место, стоянка автомобилей
Рассматривая аспекты нехватки парковочных пространств, прежде всего, следует определиться с терминологией. Закон разделяет понятия коллективной автостоянки, машино-места и стоянки автомобилей, хотя на обыденном уровне мы можем это называть одним удобным или привычным словом.
Понятие коллективной автостоянки впервые появилось в 1960 году. Тогда было принято Постановление Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 г. № 1475 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев». В те времена члены кооператива складывались на то, чтобы совместными усилиями установить гаражи, необходимые для хранения машин. Места под гаражи было много, а машин мало. Атмосферу того времени с нехваткой гаражей хорошо передает культовый фильм Э. Рязанова «Гараж».
По прошествии 46 лет понятие «коллективные автостоянки» перешло в пп. «Ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее – Правила № 491), наряду с иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (включая гаражи).
Таким образом, коллективные автостоянки – это то, что входит в состав общего имущества, они не являются чьей-то конкретной собственностью, но принадлежат одновременно всем собственникам помещений многоквартирного дома.
В отличие от коллективных автостоянок, машино-место является собственностью отдельно взятого собственника, а в силу положений ст. 131 ГК РФ машино-место подлежит обязательной государственной регистрации. Машино-место – предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 29 ст. 1 ГрК РФ).
Стоянка автомобилей (автостоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) представляет собой здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальную открытую площадку, предназначенную для хранения (стоянки) преимущественно легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров), которые могут быть: встроенными, встроено-пристроенными, отдельностоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными; обвалованными; перехватывающими (п. 3.1 СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99).
Таким образом, стоянка автомобилей может иметь разных собственников (быть общим имуществом или находиться в частной собственности, а также в государственном или в муниципальном владении).
Управление коллективными автостоянками
Применительно к многоквартирному дому мы говорим, прежде всего, о коллективных автостоянках, поскольку они входят в состав общего имущества и являются зоной ответственности управляющей домом организации. Состав и численности мест гостевой парковки или иных стояночных мест может быть указан в технической документации на многоквартирный дом. В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Эти требования применимы к коллективным автостоянкам.
Одновременно при управлении коллективной автостоянкой, прежде всего, важно выполнять требования противопожарных норм, установленных Правилами противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390):
- запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов (п. 56 Правил № 390)
- запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары (п. 74 Правил № 390)
- запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники (п. 75 Правил № 390).
В остальном требования по содержанию коллективных автостоянок, расположенных на территории земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений, касается преимущественно правил благоустройства, чистоты и порядка. Каких-то особенных и специальных требований по содержанию коллективных автостоянок – нет.
Пути решения проблем
В условиях современной застройки основной проблемой коллективных автостоянок является то, что их мало, а машин много. В такой ситуации задача управляющей домом организации состоит в максимальной оптимизации парковочных пространств и контроле их численности.
Практикой управления выработаны некоторые техники, которые позволяют частично решить данные проблем.
1.Установка шлагбаума. Нужно помнить, что в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им – относится к безусловной компетенции общего собрания. Кроме того, данное решение должно быть принято не менее, чем 2/3 от общего числа собственников помещений. Таким образом, до принятия решения об установке шлагбаум (или установке забора) целесообразно принять соответствующее решение на общем собрании.
2.Нанесение разметки. Эта мера способа оптимизировать численность мест на коллективной автостоянки и упорядочить саму парковку. Разметку рекомендуется наносить специальной краской в соответствии с расстояниями, указанными в ГОСТ. Роль разметки обычно недооценивают, однако при правильной планировке и зонировании территории она способа изменить ситуацию к лучшему.
3.Принятие правил парковки. В случае, если дом дружный и небольшой, будет разумным принять и утвердить на общем собрании единые правила парковки на придомовой территории, разместив их в лифте. В данных правилах будет разумным установить численность машин, решить иные вопросы.
Довольно часто управляющие домом организации идут на меру, которую можно назвать «распределение парковочных мест», при которой каждое место закрепляется за определенной квартирой или машиной. Вешаются номера, устанавливаются ограничители или цепочки.
Следует помнить, что в соответствии с п. 4 ст. 37 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Таким образом, самозахват земли, которая принадлежит всем собственникам, отдельными из них, полностью незаконен, а отвечать за такие действия будет управляющая организация.
Единого механизма решения проблемы острого дефицита парковочных мест – нет. Однако отдельные практики способны улучшить ситуацию с организацией парковки во дворе.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Коллективная автостоянка, машино-место, стоянка автомобилей
Рассматривая аспекты нехватки парковочных пространств, прежде всего, следует определиться с терминологией. Закон разделяет понятия коллективной автостоянки, машино-места и стоянки автомобилей, хотя на обыденном уровне мы можем это называть одним удобным или привычным словом.
Понятие коллективной автостоянки впервые появилось в 1960 году. Тогда было принято Постановление Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 г. № 1475 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев». В те времена члены кооператива складывались на то, чтобы совместными усилиями установить гаражи, необходимые для хранения машин. Места под гаражи было много, а машин мало. Атмосферу того времени с нехваткой гаражей хорошо передает культовый фильм Э. Рязанова «Гараж».
По прошествии 46 лет понятие «коллективные автостоянки» перешло в пп. «Ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее – Правила № 491), наряду с иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (включая гаражи).
Таким образом, коллективные автостоянки – это то, что входит в состав общего имущества, они не являются чьей-то конкретной собственностью, но принадлежат одновременно всем собственникам помещений многоквартирного дома.
В отличие от коллективных автостоянок, машино-место является собственностью отдельно взятого собственника, а в силу положений ст. 131 ГК РФ машино-место подлежит обязательной государственной регистрации. Машино-место – предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 29 ст. 1 ГрК РФ).
Стоянка автомобилей (автостоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) представляет собой здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальную открытую площадку, предназначенную для хранения (стоянки) преимущественно легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров), которые могут быть: встроенными, встроено-пристроенными, отдельностоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными; обвалованными; перехватывающими (п. 3.1 СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99).
Таким образом, стоянка автомобилей может иметь разных собственников (быть общим имуществом или находиться в частной собственности, а также в государственном или в муниципальном владении).
Управление коллективными автостоянками
Применительно к многоквартирному дому мы говорим, прежде всего, о коллективных автостоянках, поскольку они входят в состав общего имущества и являются зоной ответственности управляющей домом организации. Состав и численности мест гостевой парковки или иных стояночных мест может быть указан в технической документации на многоквартирный дом. В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Эти требования применимы к коллективным автостоянкам.
Одновременно при управлении коллективной автостоянкой, прежде всего, важно выполнять требования противопожарных норм, установленных Правилами противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390):
- запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов (п. 56 Правил № 390)
- запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары (п. 74 Правил № 390)
- запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники (п. 75 Правил № 390).
В остальном требования по содержанию коллективных автостоянок, расположенных на территории земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений, касается преимущественно правил благоустройства, чистоты и порядка. Каких-то особенных и специальных требований по содержанию коллективных автостоянок – нет.
Пути решения проблем
В условиях современной застройки основной проблемой коллективных автостоянок является то, что их мало, а машин много. В такой ситуации задача управляющей домом организации состоит в максимальной оптимизации парковочных пространств и контроле их численности.
Практикой управления выработаны некоторые техники, которые позволяют частично решить данные проблем.
1.Установка шлагбаума. Нужно помнить, что в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им – относится к безусловной компетенции общего собрания. Кроме того, данное решение должно быть принято не менее, чем 2/3 от общего числа собственников помещений. Таким образом, до принятия решения об установке шлагбаум (или установке забора) целесообразно принять соответствующее решение на общем собрании.
2.Нанесение разметки. Эта мера способа оптимизировать численность мест на коллективной автостоянки и упорядочить саму парковку. Разметку рекомендуется наносить специальной краской в соответствии с расстояниями, указанными в ГОСТ. Роль разметки обычно недооценивают, однако при правильной планировке и зонировании территории она способа изменить ситуацию к лучшему.
3.Принятие правил парковки. В случае, если дом дружный и небольшой, будет разумным принять и утвердить на общем собрании единые правила парковки на придомовой территории, разместив их в лифте. В данных правилах будет разумным установить численность машин, решить иные вопросы.
Довольно часто управляющие домом организации идут на меру, которую можно назвать «распределение парковочных мест», при которой каждое место закрепляется за определенной квартирой или машиной. Вешаются номера, устанавливаются ограничители или цепочки.
Следует помнить, что в соответствии с п. 4 ст. 37 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Таким образом, самозахват земли, которая принадлежит всем собственникам, отдельными из них, полностью незаконен, а отвечать за такие действия будет управляющая организация.
Единого механизма решения проблемы острого дефицита парковочных мест – нет. Однако отдельные практики способны улучшить ситуацию с организацией парковки во дворе.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru