Блог Инфокрафт ЖКХ

Детские площадки: как их содержать и эксплуатировать

К этой теме ранее мы уже обращались, но интерес к ней высок. За исключением столицы во многих городах детские и спортивные площадки находятся в удручающем состоянии. По данным Следственного комитета РФ, за лето 2021 на детских площадках погибло или было тяжело травмировано около 1300 детей. Все больше сообщений об уголовном преследовании или назначении наказания лицам, ответственным за содержание подобных объектов.

В чем проблема с содержанием детских площадок

Ранее (в советское время) каких-либо специальных требований по безопасности к детским площадкам не было. Поэтому те, кто постарше помнят больше число несуразных или даже страшных объектов, риск покалечиться на которых был высок. Часть таких объектов стоят во дворах и сегодня (особенно в провинциальных городах и районных центрах).

Затем появились специальные требования по таким объектам с точки зрения детской безопасности. Оказалось, что на любой объект, который установлен во дворе, должен быть сертификат (декларация) соответствия, техпаспорт и инструкция по эксплуатации, которая позволяет делать своевременный ремонт.
Технический регламент ЕАЭС 042/2017 о безопасности оборудования для детских игровых площадок обязателен для вновь возведенных детских площадок после принятия ЕАЭС 042/2017 (т.е. после 17.11.2018).

А после 01.12.2021 не допускаются производство и выпуск в обращение детских площадок, противоречащих ЕАЭС 042/2017. Обязательность техрегламента ЕАЭС 042/2017 следует из ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

ТР ЕАЭС 042/2017 устанавливает требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации (п. 1).

Таким образом, ТР ЕАЭС 042/2017 включает в себя:

1) ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (утв. приказом Росстандарта от 24.06.2013 № 182-ст);
2)  ГОСТ Р ЕН 1177-2013 «Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения» (утв. приказом Росстандарта от 24.06.2013 № 181-ст).
3) ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (утв. приказом Росстандарта от 23.11.2012 № 1148-ст).

Однако ТР ЕАЭС 042/2017 не включает в себя ГОСТ Р 55679-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации (утв. приказом Росстандарта от 28.10.2013 № 1284-ст), т.к. ТР ЕАЭС 042/2017 не распространяется на спортивные площадки.

Но несмотря на это ГОСТ Р 55679-2013 будет являться обязательным к исполнению, т.к. он связан с защитой жизни или здоровья граждан, имущества (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.10.2019 по делу № А70-558/2019).

С учетом этих норм и требований актуальными остается две проблемы:

- первая, как убрать то старое, что было поставлено давно и заменить его на новое;
- вторая – как нормально эксплуатировать старое и новое.

Первая проблема, по-видимому, самая сложная: повышенные требования ввели, а денег на их реализацию не дали. В части городов этот вопрос решается через софинансирование, когда местные власти дают деньги управляющим организациям (порой только ТСЖ) или ТОС на то, чтобы замена детских дворовых конструкций была проведена. Но это капля в море и этих денег явно недостаточно.

Вторая проблема носит скорее характер недостаточности контроля, точнее, его невыстроенности внутри управляющей общим имуществом организации. Это вопрос контроля управления процессами и людьми (сотрудниками), а именно УК/ТСЖ обязаны обеспечить содержание общего имущества, включая детские площадки.

Как реализовать систему профилактики ЧП

Поскольку тема нормативной базы уже максимально полно нами разобрана в другой статье, сейчас мы попробуем промоделировать некоторые ситуации, которые позволят сформировать профилактику всевозможных происшествий по детским площадкам.

Ситуация 1. В доме старая детская площадка, отдельные ее элементы выглядят опасно, но денег на ее ремонт – нет, хотя жители ей пользуются.

Вариант решения тут простой – площадку нужно законсервировать и закрыть, а опасные элементы срезать и вывезти. В суде в случае происшествия доводы о том, что площадка была единственной, а денег на ее замену в тарифе на текущее содержание не предусмотрено договором управления – значения иметь не будут. Есть УК, которая обязана содержать общее имущество, а остальное – ее предпринимательские риски, включая форс-мажоры, именно по такой парадигме рассудит суд, которые гарантированно занимает пропотребительскую позицию. Поэтому, если есть понимание, что площадкой пользоваться опасно, ее нужно закрыть, демонтировать и вывезти, даже если нет возможности ничего предложить взамен.

Ситуация 2. В доме не самая древняя, но и не сильно новая детская площадка, на конструктивные элементы которой нет никаких документов.

Если эта площадка не самодельная, а фабричная, то документы на нее в полном объеме можно или скачать в интернете или запросить у производителя и чаще всего он их высылает бесплатно для заявителя. А в дальнейшем, получив технический регламент по обслуживанию ее элементов можно будет спокойно ему следовать. Нелишне запастись сертификатами и декларациями соответствия. Если элементы площадки не сильно похожи на те, которые сейчас производит завод-изготовитель, это некритично, можно взять приближенный по инструкции вариант модели и следовать регламенту его содержания.

Ситуация 3. Площадка полностью самодельная, но не опасная (потому что: сделана из б/у шин, крепко стоит, жители проголосовали за ее сохранение и т.п.).

Здесь нужно верно оценить степень рисков, а затем принимать решение. Если конструкция действительно неопасна, а жители вложили душу в эти изделия, сами поддерживают ее надлежащее состояние, ремонтируют и красят, я бы, пожалуй, площадку оставил, но предупредил жителей, что как только станет понятно, что ее элементы представляют угрозу, они будут демонтированы, даже с учетом риска потенциального конфликта с жильцами, т.к. ответственность за содержание придомовой территории на управляющей домом организации. К тому же постепенные запреты в муниципальных правила благоустройства на б/у шины тоже создают дополнительные риски для УК в виде штрафа.

Ситуация 4. Площадка новая, имеет все сертификаты соответствия и необходимые документы, но в плохом состоянии, ее элементы деформированы или разрушены.

Тут вариантов два: или ремонтировать или закрывать ее. Любая новая вещь приходит в негодность. И в нашей практике мы видели много детских площадок, которые «убиты в хлам» несмотря на свою новость. Если случай именно такой, то нужно:
- либо отремонтировать ее деньгами УК за счет текущего тарифа на содержание
- либо принять решение о собрании о допрасходах по ее ремонту и выставлении этих расходов жителям.
В случае отказа жителей оплатить ремонт, площадка может быть закрыта. Но это точно лучше, чем разбирать последствия травмирования ребенка.

Систематический контроль по чек-листу – основа профилактики

Если у управляющей организации много объектов с детскими площадками, то разумно закрепить за из осмотром отдельного сотрудника. Для нужно разработать специальный чек лист с регламентом оценки состояния конструктивных элементов площадки (и иных МАФов), расположенных на придомовой территории. Естественно такой чек-лист должен биться с регламентом по техобслуживанию от завода-изготовителя. Если объектов не очень много, то с этим справиться отдельно взятый инженер или плотник. В ходе обхода он проверяет надежность креплений, отсутствие коррозии, целостность деревянных перекладин и безопасного покрытия (если оно есть). А в случае проблем фиксирует их в акте осмотра, после чего включает их в план текущего ремонта. Если повреждения существенные, то площадка может быть закрыта полностью.

Безусловно, текущий тариф на содержание не может перекрыть расходы на модернизацию детских площадок. Небольшим городам и районным центрам особенно тяжело и им нужно гибкое софинансирование с максимальным вовлечением жителем и финансовым участием местных властей. Причем деньги на детские площадки должны выделяться широкому кругу лиц (не только ТСЖ, но и УК, ТОС и пр.). Все это не исключает механизмов контроля. Такое совместное сотрудничество позволит изменить ситуацию, а травм у детей станет меньше.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuzetzov.ru.

Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Новый порядок привлечения к административной ответственности (июль 2022): как УК снизить штраф или отменить его
Читать
Проблемы коммунальной коммуникации: как соотнести бизнес-цели УК с ожиданиями и запросами жителей
Читать