Блог Инфокрафт ЖКХ

Двойные квитанции ТСЖ и управляющей организации и как с ними бороться?

Тема двойных квитанций и двойных оплат до настоящего времени остается острой. Если в ситуации противоборства между управляющими компаниями все более или менее понятно (прав тот, кто в реестре лицензий), то при смене способа управления домом на ТСЖ многие вопросы до настоящего времени остаются прямо не урегулированными в законе.

Как написано в законе и  почему о ТСЖ забыли?
Задачей системы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами было, в том числе, формирования неких цивилизованных правил игры. Различные саморегулируемые организации в сфере ЖКХ, существовавшие до начала лицензирования, с задачей этического регулирования не справлялись. Так, государство выстроило систему, основанную на том, что плату за жилищную и коммунальные услуги может выставлять только та организация, которая управляет многоквартирным домом. Факт управления домом подтверждает нахождение данного дома в реестре лицензий конкретной управляющей организации. Как только дом исключается из данного реестра лицензий, управляющая компания перестает им управлять.
Однако, когда законодатель формировал эту систему, о том, что в России существуют ТСЖ, просто забыли.
Во-первых, ТСЖ осуществляет свою деятельность без наличия лицензии, то есть, в силу закона и без специального разрешения. Государство исходит из того, что ТСЖ это некое местное или низовое гражданско-правовое сообщество, основанное на самоконтроле и взаимном регулировании, а потому лицензия ему не нужна.
Во-вторых, изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании соответствующего решения, принятого в порядке ст. 198 ЖК РФ и Приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
При этом ст. 198 ЖК РФ определяет порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. ТСЖ не является лицензиатом, а поэтому  применение данной нормы к ТСЖ прямо не предусмотрено.
Особенность Приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр состоит также в том, что в нем ни разу не употребляется слово ТСЖ. Данный приказ регулирует только отношения лицензиатов, т.е. управляющих компаний, имеющих лицензию.
В  итоге получается ситуация, когда собственники принимают решение о создании ТСЖ и расторжении договора управления многоквартирным домом с прежней управляющей организацией, а в реестре лицензий данный дом все также продолжает числиться за прежней управляющей организацией.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр не распространяется на ТСЖ и у ТСЖ нет обязанности получать лицензию и включать данный дом в реестр лицензий. Такая неопределенность правового регулирования на практике выливается в активное противоборство между ТСЖ и управляющей компанией за право выставить квитанции и получить деньги с жителей.
На практике мы имеем следующую ситуацию: ТСЖ апеллирует к тому, что с даты, определенной на общем собрании, управление домом осуществляет именно оно. А управляющая компания заявляет, что поскольку дом находится в ее реестре лицензий, обязанность управления этим домом не прекращена.
Неопределенность правовых норм формирует конфликт интересов со стороны надзорных органов, которые могут намеренно затягивать с исключением домов из реестра лицензий управляющей организации (помогая ей, тем самым, получить дополнительные деньги напоследок).

Какие действия предпринять и как объясниться перед людьми?
В двойных квитанциях радости немного, это тяжело и эмоционально (тем более, молодому и начинающему ТСЖ), и организационно. На помощь ТСЖ приходят нормы закона, приведенные в п. 3 ст. 200 ЖК РФ.
В ней говорится про то, что лицензиат управляет многоквартирным домом до даты государственной регистрации ТСЖ. Эта норма очень примерная, неточная и с рядом оговорок (и касается больше отношений лицензиатов, чем управляющих организаций), но тем не менее, это положение закона, за которое ТСЖ можно уцепиться и использовать.
По логике законодателя создание в доме ТСЖ означает расторжение договора с прежней управляющей организацией (хотя когда принимаются такие решения на собрании, всегда полезно брать какой-то временной лаг и откладывать дату расторжения договора до цельного месяца,  чтобы не дробить право выставления квитанций по дням).
Но опять же, из системного толкования закона следует то, что когда законодатель продумывал процедуру смены способа управления домом с лицензиата на ТСЖ, про последних просто забыли и прямо не урегулировали большое количество спорных вопросов с учетом специфики именно ТСЖ.

Судебная практика нам поможет
Бороться с двойными квитанциями можно активными действиями. Общая логика законодателя и судебной практики идет по такому пути, что прав тот, кто реально управляет многоквартирным домом. Если вновь созданное ТСЖ вовремя заключило говора с ресурсоснабжающими организациями, иными контрагентами по содержанию общего имущества и понесло реальные расходы, то право выставления квитанций – за ТСЖ.
Отношения между ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения, а ТСЖ может быть признано исполнителем коммунальных услуг:
- если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений
- если наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
Часто бывают ситуации, когда люди по привычке оплачивают жилищные и коммунальные услуги прежней управляющей организации (например, у многих подключен автоплатеж).
Суды исходят из того, что надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг считается внесение платы предыдущей управляющей организации, если наниматель (собственник), действуя добросовестно при внесении платы, не обладал информацией о выборе новой управляющей организации. В таком случае вновь выбранная управляющая организация имеет право требовать взыскания с предыдущей управляющей организации уплаченных нанимателем (собственником) денежных средств по правилам, установленным главой 60 ГК РФ.
Такая позиция приведена в п. 35 и 36 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»
Таким образом, задача вновь созданного ТСЖ доказать, что собственник знал о смене управляющей домом организации. В этом случае взыскивать неоплаты будет уже не ТСЖ с прежней управляющей организации, а сами собственники, заплатившие не туда.
Пока цивилизованного развода при решении проблемы по выставлению двойных квитанций от законодателя – не предвидится. Поэтому задача любого ТСЖ – защитить себя самостоятельно, сделав максимум действий, которые подтвердят исключительную добросовестность ТСЖ.


Павел Кузнецов,
управляющий многоквартирными домами, автор книг про ЖКХ, преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге