Блог Инфокрафт ЖКХ

Энергосервисные контракты: необходимость и практика применения

Вопросы энергосбережения являются ключевой темой коммунальной повестки последних десяти лет. На законодательном уровне о ней серьезно заговорили в 2009 году, когда был принят закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. На сегодняшний день одним из способов решения проблем энергосбережения является практика энергосервисных контрактов.

Понятие энергосервисного контракта

Целью энергосервисного контракта является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Это установлено в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261). Таким образом, цель энергосервисного контракта двоякая: с одной стороны, энергосбережение (то есть, элементарная экономия ресурса), а с другой, выработка мер по повышению энергетической эффективности.

Закон № 261 исходит из того, что в энергосервисный контракт включаются обязательные и дополнительные условия. Любой энергосервисный контракт должен содержать:
- условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного контракта
- условие о сроке действия энергосервисного договора, который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором величины экономии энергетических ресурсов;
- иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), которые связаны с отраслевой спецификой подобного договора (п. 2 ст. 19 Закона № 261).

В числе прочих факультативных условий в энергосервисный контракт может включаться обязанность исполнителя провести установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, условие об определении цены исходя из достигнутых или планируемых показателей или иные условия (п. 3 ст. 19 Закона № 261).

Очевидная цель энергосервисного договора – стремление к экономии, а для того, чтобы данный договор не являлся пустой формальностью, Закон № 261 исходит из целевых ориентиров, которые увязываются с условиями оплаты.

Использование энергосервисного контракта в управлении многоквартирным домом

Заключение энергосервисного контракта не является обязательным составом работ, указанным в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290).
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
При управлении многоквартирным домом энергосервисный контракт имеет смысл заключить в следующих случаях:

1.Многоквартирным дом теряет много коммунальных ресурсов и имеет большие небалансы между реальным и фактическим потреблением.
2.Необходимо повышение класса энергетической эффективности (то есть, нужно провести энергетическое обследование для формирования энергетического паспорта).
3.Ряд иных случае (запрос собственников, целевые программы, указание властей и пр.).

Закон исходит из того, то случае заключения энергосервисного договора управляющей организации должны быть переданы полномочия на данные действия. Это возможно реализовать либо путем включения соответствующего условия в договор управления многоквартирным домом (ст. 162 ЖК РФ), либо путем утверждения условий энергосервисного договора на общем собрании (ст. 44 ЖК РФ), либо включением такого рода положений в устав ТСЖ.
При этом, если для исполнения условий энергосервисного договора собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать какие-то действия, то обязательным является наличие согласия в письменной форме на совершение необходимых действий. В противном случае условия энергосервисного договора в этой части будут являться ничтожным (п. 4 ст. 19 Закона № 261).

Нужно отметить, что применительно к управлению многоквартирным домами приказом Минстроя России от 08.09.2015 № 644/пр утверждены примерные условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме (далее – Приказ № 644/пр).

Размер экономии при выполнении работ (услуг) может быть определен сторонами энергосервисного договора одним из следующих способов:
- на основании данных об объеме потребления коммунальных услуг, определенном по показаниям общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета, которые либо предоставлены заказчиком за период, предшествующий дате заключения энергосервисного договора, либо определены по показаниям установленных исполнителем по энергосервисному договору общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета приборов учета;
- в случае отсутствия прибора учета, по причине отсутствия технической возможности его установки, на основе расчетно-измерительного способа в соответствии с согласованной сторонами энергосервисного договора методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении;
- на основании энергетического паспорта и (или) отчета, составленных по результатам проведения энергетического обследования многоквартирного дома (п. 3 Приказа № 644/пр).

При этом срок энергосервисного договора должен быть не менее 12 последовательных месяцев, а для энергосервисного договора, направленного на снижение потребления тепловой энергии в многоквартирном доме – не менее отопительного периода (п. 4 Приказа № 644/пр).

Как склонить жителей на реализацию энергосервисного контракта

С учетом общих проблем в сфере ЖКХ, недофинансирования данной отрасли, прежде всего, в части содержания общего имущества в многоквартирном доме, реализация энергосервисного контракта, на первый взгляд может показаться экзотикой и блажью.

Но с другой стороны, коммунальные ресурсы (особенно тепловая и электрическая энергия) – это самое дорогое при содержании многоквартирного дома (даже если управляющая организация не является исполнителем коммунальной услуги). Таким образом, реальная экономия от целеполагания энергосервисного контракта – является очевидным аргументом за заключение таких договоров (кроме того, оплата по договору в Законе № 261 напрямую увязывается с достигнутыми результатами).

Стоит отдельно отметить, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (п. 7 ст. 12 Закона № 261).

С учетом такой прямой обязанности, установленной в законе, практика реализации энергосервисных контрактов видится перспективным направлением, отражающем содержание концепции «Умный дом».

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Практика утверждения тарифа на содержание общего имущества в отсутствие решения общего собрания
Читать
Пять бюджетных направлений благоустройства придомовой территории
Читать
Единая квитанция по оплате ЖКУ: за и против
Читать