Как наладить коммерческий учет коммунальных услуг в многоквартирном доме: ЕПД, прямые платежи и договора
18.05.2020
11:56
18 мая 2020 в 11:56
Причина высоких платежей за коммунальные услуги кроется не только в установленных тарифах, но также и в неэффективной организации коммерческого учета коммунальных услуг. Основная задача людей управляющей организации – наладить в доме коммерческий учет и объяснить его принципы жителям.
Зачем нужен коммерческий учет
Коммерческий учет позволяет контролировать процедуру начисления платы за коммунальные услуги и минимизирует те небалансы по коммунальным ресурсам, которые уходят на содержание общего имущества.
Нужно различать коммерческий учета по общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов и индивидуальным приборам учета коммунальных услуг. В законодательстве установлена прямая обязанность для управляющей наладить коммерческий учет, которые касается общедомового потребления. Эта проблема решается путем ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета по поставляемых в дом коммунальным ресурсам.
Прямой обязанности налаживать коммерческий учет по индивидуальным приборам учета коммунальных услуг в законе не прописано ни для управляющих организаций, ни для ТСЖ, ни для ресурсоснабжающих организаций.
Все ограничивается окольными нормами и формулировками о том, что исполнитель обязан «проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях». Однако обязанность проверки не означает обязанность налаживания коммерческого учета.
Коммерческий учет и прямые договора
Самая большая проблема с коммерческим учетом начинается тогда, когда дом переходит на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в соответ. со ст. 157.2 ЖК РФ. Смысл прямых договоров и всего написанного законодательства можно выразить очень просто: ресурсник всегда получит свои деньги. Прямые договора придуманы только за этим.
Все небалансы между индивидуальным и общедомовым потреблением ресурсник перевыставит на управляющую организацию, а та на жителей и за проблемы с коммерческим учетом жители заплатят дважды: первый раз как за коммунальную услугу, второй – за завышенное общедомовое потребление.
Если до момента прямых договоров существовала схема: потребитель – исполнитель (управляющая организация) – ресурсник, то при переходе на прямые договора – среднее звено из этой цепочки выбивается. Потребителей (то есть, жителей) толкают на прямые договора с ресурсником, который полностью демотивирован налаживать коммерческий учет, у него к этому нет никаких стимулов. Кроме того, ресурсник не будет заниматься налаживанием внутри дома коммерческого учета еще и потому, что он может не считать себя исполнителем (особенно, если в доме ИТП). В этом случае фактически получая деньги за коммунальные услуги ресурсник не будет делать ничего из тех обязанностей, которые прописаны для исполнителя в п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).
Самый главный вопрос здесь – кто осуществляет ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (которые выступают основой коммерческого учета): ресурсник или управляющая организация.
Ответ на этот вопрос содержится в Правилах № 354: исполнителем является тот, кто предоставляет коммунальную услугу (п. 2). Ст. 157.2 ЖК РФ называется предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поэтому очевидно, что ресурсник является исполнителем, даже если он этого не хочет.
В соответ. с пп. «у» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета (включая замену после его ремонта или поверки).
Ввод приборов учета в осуществляется исполнителем без взимания платы (п. 89.1 Правил № 354).
Однако этот принцип не распространяется на газовый счетчик. Поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом (пп. «б» п. 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.2008 № 549). Таким образом, при повторном вводе счетчика газа при прямых договорах придется заплатить.
Кому передавать показания при прямых договорах?
В законе есть принцип о том, что показания передаются ресурсником и управляющей организацией другу другу в случае, если они поступают к ним от потребителей. В соответ. с п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять (в том числе с использованием ГИС ЖКХ) управляющей организации информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.
В соответ. с п. 11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.
Проблема в этой схеме в том, что у ресурсника нет прописанной в законе обязанности использовать показания, полученные от управляющей организации при расчете платы за коммунальные услуги. А раз такой обязанности нет, то есть риск злоупотреблений и системных ошибок.
Прямые платежи и прямые договора
Основной риск прямых договоров и механизма ст. 157.2 ЖК РФ – неизбежный бардак в коммерческом учете. До прямых договоров существовал механизм прямых платежей на реквизиты ресурсников (п. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ). Он видится довольно правильным, поскольку позволяет формировать единый платежный документ (ЕПД), а не множество квитанций от каждого отдельного ресурсника.
Другое преимущество прямых платежей – контроль коммерческого учета: если начисление на реквизиты ресурсника осуществляет управляющая организация, то она сама ведет такой учет и не входит в конфликт с ресурсников и потребителями из-за ошибок.
Формирование культуры коммерческого учета у жителей
До 2013 года о потребителя была обязанность передавать показания приборов учета исполнителю. Эта обязанность была прописана в пп. «в» п. 34 Правил № 354. После определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2013 года № АПЛ13-82 данный пункт был отменен и передача показаний стала не обязанностью, а правом собственника (потребителя).
Если потребитель не передает показания приборов учета, то к нему применяется расчет среднего потребления за последние 6 месяцев. Такой расчет идет 3 месяца подряд, а начиная с 4го к потребителю применяется норматив с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 59 Правил № 354).
Задача управляющей организации – стимулировать потребителей на передачу показаний приборов учета. Это можно сделать путем размещения агитации на квитанциях, информационных стендах, сайте управляющей организации. Если культура коммерческого учета будет сформирована, это решит многие проблемы и сэкономит деньги жителям.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Зачем нужен коммерческий учет
Коммерческий учет позволяет контролировать процедуру начисления платы за коммунальные услуги и минимизирует те небалансы по коммунальным ресурсам, которые уходят на содержание общего имущества.
Нужно различать коммерческий учета по общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов и индивидуальным приборам учета коммунальных услуг. В законодательстве установлена прямая обязанность для управляющей наладить коммерческий учет, которые касается общедомового потребления. Эта проблема решается путем ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета по поставляемых в дом коммунальным ресурсам.
Прямой обязанности налаживать коммерческий учет по индивидуальным приборам учета коммунальных услуг в законе не прописано ни для управляющих организаций, ни для ТСЖ, ни для ресурсоснабжающих организаций.
Все ограничивается окольными нормами и формулировками о том, что исполнитель обязан «проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях». Однако обязанность проверки не означает обязанность налаживания коммерческого учета.
Коммерческий учет и прямые договора
Самая большая проблема с коммерческим учетом начинается тогда, когда дом переходит на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в соответ. со ст. 157.2 ЖК РФ. Смысл прямых договоров и всего написанного законодательства можно выразить очень просто: ресурсник всегда получит свои деньги. Прямые договора придуманы только за этим.
Все небалансы между индивидуальным и общедомовым потреблением ресурсник перевыставит на управляющую организацию, а та на жителей и за проблемы с коммерческим учетом жители заплатят дважды: первый раз как за коммунальную услугу, второй – за завышенное общедомовое потребление.
Если до момента прямых договоров существовала схема: потребитель – исполнитель (управляющая организация) – ресурсник, то при переходе на прямые договора – среднее звено из этой цепочки выбивается. Потребителей (то есть, жителей) толкают на прямые договора с ресурсником, который полностью демотивирован налаживать коммерческий учет, у него к этому нет никаких стимулов. Кроме того, ресурсник не будет заниматься налаживанием внутри дома коммерческого учета еще и потому, что он может не считать себя исполнителем (особенно, если в доме ИТП). В этом случае фактически получая деньги за коммунальные услуги ресурсник не будет делать ничего из тех обязанностей, которые прописаны для исполнителя в п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).
Самый главный вопрос здесь – кто осуществляет ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (которые выступают основой коммерческого учета): ресурсник или управляющая организация.
Ответ на этот вопрос содержится в Правилах № 354: исполнителем является тот, кто предоставляет коммунальную услугу (п. 2). Ст. 157.2 ЖК РФ называется предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поэтому очевидно, что ресурсник является исполнителем, даже если он этого не хочет.
В соответ. с пп. «у» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета (включая замену после его ремонта или поверки).
Ввод приборов учета в осуществляется исполнителем без взимания платы (п. 89.1 Правил № 354).
Однако этот принцип не распространяется на газовый счетчик. Поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом (пп. «б» п. 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.2008 № 549). Таким образом, при повторном вводе счетчика газа при прямых договорах придется заплатить.
Кому передавать показания при прямых договорах?
В законе есть принцип о том, что показания передаются ресурсником и управляющей организацией другу другу в случае, если они поступают к ним от потребителей. В соответ. с п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять (в том числе с использованием ГИС ЖКХ) управляющей организации информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.
В соответ. с п. 11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.
Проблема в этой схеме в том, что у ресурсника нет прописанной в законе обязанности использовать показания, полученные от управляющей организации при расчете платы за коммунальные услуги. А раз такой обязанности нет, то есть риск злоупотреблений и системных ошибок.
Прямые платежи и прямые договора
Основной риск прямых договоров и механизма ст. 157.2 ЖК РФ – неизбежный бардак в коммерческом учете. До прямых договоров существовал механизм прямых платежей на реквизиты ресурсников (п. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ). Он видится довольно правильным, поскольку позволяет формировать единый платежный документ (ЕПД), а не множество квитанций от каждого отдельного ресурсника.
Другое преимущество прямых платежей – контроль коммерческого учета: если начисление на реквизиты ресурсника осуществляет управляющая организация, то она сама ведет такой учет и не входит в конфликт с ресурсников и потребителями из-за ошибок.
Формирование культуры коммерческого учета у жителей
До 2013 года о потребителя была обязанность передавать показания приборов учета исполнителю. Эта обязанность была прописана в пп. «в» п. 34 Правил № 354. После определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2013 года № АПЛ13-82 данный пункт был отменен и передача показаний стала не обязанностью, а правом собственника (потребителя).
Если потребитель не передает показания приборов учета, то к нему применяется расчет среднего потребления за последние 6 месяцев. Такой расчет идет 3 месяца подряд, а начиная с 4го к потребителю применяется норматив с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 59 Правил № 354).
Задача управляющей организации – стимулировать потребителей на передачу показаний приборов учета. Это можно сделать путем размещения агитации на квитанциях, информационных стендах, сайте управляющей организации. Если культура коммерческого учета будет сформирована, это решит многие проблемы и сэкономит деньги жителям.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru