×

Уважаемые пользователи!

Обращаем ваше внимание, что 26 ноября 2019 года с 22:00 до 4:00 27 ноября (МСК) в сервисе будут проходить плановые технические работы по обновлению платформы 1С. В указанный период приложения могут быть недоступны. Если вы используете "тонкий клиент" 1С – вы можете заранее обновить его до нужного релиза, скачав дистрибутив в личном кабинете.

Приносим извинения за доставленные неудобства.



  • Главная
  •  > 
  • Блог ЖКХ
  •  > 
  • Как подготовить устав ТСЖ и утвердить его на общем собрании?

Блог Инфокрафт

Как подготовить устав ТСЖ и утвердить его на общем собрании?

ТСЖ является юридическим лицом, которое в силу положений гражданского законодательства должно действовать на основании устава как основного учредительного документа. Подготовка устава – сложная процедура, которая требует внимательной работы с законом и деловой управленческой практикой.

Зачем ТСЖ нужен устав?


В соответ. с положениями ст. 52 ГК РФ, устав является главным учредительным документом юридического лица. Таким образом, устав выступает в качестве некого коллективного корпоративного договора, которые заключают собственники (как учредители ТСЖ в многоквартирном доме). В этом документе определяется система управления ТСЖ, порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами, вопросы предоставления отчетности, а также иные аспекты деятельности ТСЖ.
Многие управляющие или председателя ТСЖ относятся к своему уставу как к некой формальности, не знают и не читают его. Между тем, устав это основной документ, который должен урегулировать все то, что прямо не определено в законе. Все спорные моменты во взаимоотношениях с собственниками (не противоречащие закону) должны быть доступно и понятно прописаны в уставе, которым будет руководствоваться администрация ТСЖ.
Таким образом, задача устава ТСЖ – быть не просто документом и лежать в папочке, а выступать в качестве рабочего механизма, который позволит эффективно управлять многоквартирным домом (то есть сверять свои действия с тем, являются ли они уставными).
Гражданское право исходит из того, что ТСЖ могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Нужно сказать, что иногда региональные органы государственного жилищного надзора действительно утверждают типовые формы уставов (для отдельных регионов), но использование типовых форм – действие сомнительное. Дело в том, что жилищное законодательство меняется очень быстро, а типовые формы документов своевременно не актуализируются.
Например, в типовой форме уставе может быть прописана обязанность для ТСЖ предоставлять коммунальные услуги, но если было принято решение о переходе на прямые договора с ресурсниками через ст. 157.2 ЖК РФ, ТСЖ коммунальные услуги не предоставляет, хотя по уставу – обязано это делать. Такие же вопросы могут возникать и по другим аспектам деятельности ТСЖ, например, по предоставлению отчетности.
Таким образом, устав всегда необходимо разрабатывать под себя и как можно меньше использовать типовые казенные формы, предлагаемые государством. Тем не менее, типовые формы уставов можно брать за некий ориентир, качественно меняя и дополняя

Что нужно включить в устав?


Структура требований к уставу определяется в общем (гражданском) и специальном (жилищном) законодательстве.
Исходя из положений п. 4 ст. 52, п. 2 ст. 123.12 ГК РФ, п. 2 ст. 135 ЖК РФ, устав ТСЖ должен включать:
1. Сведения о наименовании юридического лица (можно указать полное и сокращенное наименование, а также наименование ТСЖ на английском языке). Эти сведения также должны включать слова «товарищество собственников жилья».
2. Сведения об организационно-правовой форме, месте его нахождения.
Обратите внимание, что организационно-правовой формы ТСЖ в гражданском праве – нет. В ст. 123.12 ГК РФ используется обобщенное понятие «Товарищество собственников недвижимости» (ТСН), которое и должно быть указано в уставе. Понятие ТСЖ используется в Жилищном кодексе РФ, а регистрирующий налоговый орган работает по гражданскому. Поэтому правильной формулировкой должна быть такая:
«1.2. Товарищество создано в форме товарищества собственников недвижимости в виде товарищества собственников жилья».
То есть, мы указываем организационно-правовую форму (ТСН) и вид этой формы (ТСЖ). На обыденном уровне жители будут называть данное гражданско-правовое сообщество – ТСЖ, а для государства и надзорных органов оно будет является ТСН.
3. Сведения о порядке управления деятельностью юридического лица.
В ТСЖ есть два органа управления: общее собрание членов (высший орган власти в доме) и правление (которое действует и управляет домом от собрания до собрания). Кроме того, необходимо выбрать ревизионную комиссию (или отдельно взятого ревизора). Так выстраивается система сдержек и противовесов: правление деньги тратит, а ревизоры контролируют их целевой характер.
В уставе нужно прописать состав (то есть численность) и компетенцию органов управления ТСЖ (эту информацию можно дословно взять из положений ЖК РФ). Кроме того, устав регламентирует порядок принятия решений органами управления, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
4. Предмет и цели деятельности юридического лица. Здесь можно дословно взять положения ст. 135 ЖК РФ, которая указывает, что ТСЖ создается для управления общим имуществом и предоставления коммунальных услуг (за исключением их  предоставления ресурсоснабжающими организациями).

Какие вопросы стоит отразить в уставе дополнительно?


Общая логика подготовки устава ТСЖ должна опираться на положения норм гражданского и жилищного кодексов. Если есть какие-то сомнения по возможности включения в устав ТСЖ тех или иных норм или правил, то необходимо свериться с законом. В случае, если ряд вопросов управления ТСЖ прямо не урегулирован в законе, это можно сделать в уставе.
Самая главная ошибка, по которой устав может быть опротестован, это включение в устав того, что запрещено в законе. Например, недопустимо относить в уставе ТСЖ к компетенции общего собрания членов ТСЖ те вопросы, которые отнесены к компетенции общего собрания собственников. Или относить на правление те вопросы, решение по которым может принимать только общее собрание членов ТСЖ (например, размеры членских взносов).
В уставе ТСЖ желательно предусмотреть опцию, чтобы председатель выбирался не на общем собрании членов, а из числа членов правления. Такой порядок допускается п. 3 ст. 147 ЖК РФ. Кроме того, следует подробно прописать механизм увольнения председателя или прекращения им своих полномочий (а это довольно сложная процедура, если не найдется других желающих).
Стоит отдельно регламентировать порядок проведение заседаний правления (например, это вопросы о том, как быть, если член правления игнорирует эти заседания, можно ли его вывести из правления или исключить). Должны быть урегулированы вопросы работы ревизионной комиссии и действия правления, в случае, если ревизионная комиссия уклоняется от ревизии (либо у отдельного ревизора есть свое особое мнение). Основной смысл такого регулирования – защита интересов ТСЖ в случае любого потенциального конфликта интересов.

Как утвердить устав?


Первоначально Устав ТСЖ принимается на общем собрании собственников. За устав ТСЖ должны проголосовать большинство голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Это определено в п. 2 ст. 135 ЖК РФ.
В дальнейшем при внесении изменений в устав ТСЖ или утверждении устава ТСЖ в новой редакции – такие решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Это следует из п. 4 ст. 146 ЖК РФ.
Сделать правильный устав и правильно его утвердить – это не  просто соблюсти формальное требование закона. Устав это тот документ, который сделает руководителя защищенным и позволит ему полноценно работать, ничего не боясь.

Павел Кузнецов,
управляющий многоквартирными домами, автор книг про ЖКХ, преподаватель Русской школы управления, кандидат наук