Как организовать и содержать место сбора для твердых коммунальных отходов
31.08.2020
09:57
31 августа 2020 в 9:57
«Мусорная тема» является болезненной как в части внесения платы за услуги по вывозу мусора, так и при определении круга лиц, ответственных за порядок на месте сбора ТКО, которые на обывательском уровне называются «мусоркой» или «помойкой». Между тем, есть определенные регламенты по содержанию и обустройству места сбора ТКО, с разной зоной ответственности для регионального оператора, органа местного самоуправления и управляющей домом организации.
Было ТБО стало ТКО
Мусорная реформа завершилась в большинстве регионов России и почти во всех случаях жители перешли с оплаты твердых бытовых отходов как жилищной услуги (ТБО) на оплату услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТКО). Первоначальный смысл мусорной реформы сводился к необходимости организации раздельного сбора мусора и начала активной переработки и сортировки отходов. Но вместо этого мы столкнулись с увеличением тарифа в 2-3 раза и монополизацией отрасли (а наши прежние подрядчики по вывозу мусора стали подрядчиками регионального оператора).
Немаловажно и то, что многие управляющие организации отказались снизить тариф при исключении жилищной услуги ТБО из текущего содержания. Между тем, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость этой услуги исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в срок не позднее 10 дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении (снижении) размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы (п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления»).
В настоящее время из очевидных плюсов мусорной реформы стало то, что региональный оператор в рамках утвержденного тарифа вывозит наряду с бытовым также и крупногабаритные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.). Другие плюсы мусорной реформы менее очевидны.
Кто и в каких пределах отвечает за содержание мест сбора ТКО
За содержание мест сбора ТКО отвечает собственник земельного участка, на котором расположено такое место ст. 209 и 290 ГК РФ). Если мы говорим про земельный участок, который относится к общему имуществу (ст. 36 ЖК РФ), то он должен быть сформирован. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г.). Проверить факт формирования земельного участка можно по данным Публичной кадастровой карты https://pkk.rosreestr.ru/
Кроме того, в соответствии с п. «В» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав услуг и работ по содержанию общего имущества не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
В Правилах № 491 указано, что содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (пп. д_2) п. п. 11 Правил № 491).
Пунктом 13 Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее – Правила № 1156) и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 (далее – Основы ценообразования).
Таким образом, уборка мест погрузки ТКО – действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора. Это означает, что уличный смет или иной просыпавшийся мусор при погрузке ТКО – является зоной ответственности регионального оператора, у которого данные работы по благоустройству заложены в тарифе.
Механизм организации места сбора ТКО: кто сделает мусорку
В п. 26.1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Перечень № 290), входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В Письме Минстроя России от 03.04.2019 № 11696-АО/06 также одновременно указано, что:
- обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме. Такая же позиция приведена в Письме Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО».
Однако нужно учитывать, что письма Минприроды России и Минстроя России являются частной позицией данных ведомств и не имеют силы нормативных актов. Кроме того, мы всегда отмечаем тенденциозность в вопросе отнесения ответственности за любые проблемы с организацией мусорок на конечного потребителя.
С другой стороны, «работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО» (указанные в Перечне № 290) не равнозначны обязанности для управляющей домом организации самовольно организовать место сбора ТКО. Это связано со следующим.
1. Определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Таким образом, любое организованное место сбора ТКО должно быть отражено в схеме размещения, утверждаемой муниципальным властями. Иное будет означать несанкционированное место сбора ТКО с ответственностью, предусмотренной в ст. 8.2 КоАП РФ.
2. Кроме того, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039) (далее – Правила № 1039).
В Правилах № 1039 прописан определенный регламент по согласованию управляющей домом организации с органом местного самоуправления места организации сбора ТКО. Однако прямая обязанность для управляющей домом организации, на наш взгляд, отсутствует.
Если же управляющая организация решит воспользоваться процедурой по согласованию места сбора ТКО во дворе МКД, то алгоритм ее действий определен в п. 4-7 Правил № 1139. Необходимо обратиться с заявкой в органом местного самоуправления, которая рассматривается в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления. Указанный орган может направить запрос в Роспотребнадзор для дополнительного согласования вопроса (в этом случае срок рассмотрения заявки увеличивается до 20 календарных дней, о чем заявитель уведомляется в 3х-дневный срок).
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Стоит обратить внимание, что лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (п. 14 Правил 1156).
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО
П. 26.1 Перечня № 290 носит довольно общий характер в части организации и проведения работ по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, а в Правилах № 491 содержание данных работ также не уточняется. В п. 2 Правил 1039 указано, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Минстрой России в письме от 03.04.2019 № 11696-АО/06 указывает, что работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом, как было отмечено ранее, указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 14 Правил № 1156).
В части оснащения контейнерной площадки контейнерами нужно понимать, включены ли контейнеры в тариф регионального оператора. Для этого стоит направить запрос в тарифный орган. Если стоимость контейнеров заложена в тарифе, то региональный оператор обязан установить их за свой счет и бесплатно для жителей (п. 90 Основ ценообразования).
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Было ТБО стало ТКО
Мусорная реформа завершилась в большинстве регионов России и почти во всех случаях жители перешли с оплаты твердых бытовых отходов как жилищной услуги (ТБО) на оплату услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТКО). Первоначальный смысл мусорной реформы сводился к необходимости организации раздельного сбора мусора и начала активной переработки и сортировки отходов. Но вместо этого мы столкнулись с увеличением тарифа в 2-3 раза и монополизацией отрасли (а наши прежние подрядчики по вывозу мусора стали подрядчиками регионального оператора).
Немаловажно и то, что многие управляющие организации отказались снизить тариф при исключении жилищной услуги ТБО из текущего содержания. Между тем, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость этой услуги исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в срок не позднее 10 дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении (снижении) размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы (п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления»).
В настоящее время из очевидных плюсов мусорной реформы стало то, что региональный оператор в рамках утвержденного тарифа вывозит наряду с бытовым также и крупногабаритные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.). Другие плюсы мусорной реформы менее очевидны.
Кто и в каких пределах отвечает за содержание мест сбора ТКО
За содержание мест сбора ТКО отвечает собственник земельного участка, на котором расположено такое место ст. 209 и 290 ГК РФ). Если мы говорим про земельный участок, который относится к общему имуществу (ст. 36 ЖК РФ), то он должен быть сформирован. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г.). Проверить факт формирования земельного участка можно по данным Публичной кадастровой карты https://pkk.rosreestr.ru/
Кроме того, в соответствии с п. «В» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав услуг и работ по содержанию общего имущества не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
В Правилах № 491 указано, что содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (пп. д_2) п. п. 11 Правил № 491).
Пунктом 13 Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее – Правила № 1156) и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 (далее – Основы ценообразования).
Таким образом, уборка мест погрузки ТКО – действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора. Это означает, что уличный смет или иной просыпавшийся мусор при погрузке ТКО – является зоной ответственности регионального оператора, у которого данные работы по благоустройству заложены в тарифе.
Механизм организации места сбора ТКО: кто сделает мусорку
В п. 26.1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Перечень № 290), входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В Письме Минстроя России от 03.04.2019 № 11696-АО/06 также одновременно указано, что:
- обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме. Такая же позиция приведена в Письме Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО».
Однако нужно учитывать, что письма Минприроды России и Минстроя России являются частной позицией данных ведомств и не имеют силы нормативных актов. Кроме того, мы всегда отмечаем тенденциозность в вопросе отнесения ответственности за любые проблемы с организацией мусорок на конечного потребителя.
С другой стороны, «работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО» (указанные в Перечне № 290) не равнозначны обязанности для управляющей домом организации самовольно организовать место сбора ТКО. Это связано со следующим.
1. Определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Таким образом, любое организованное место сбора ТКО должно быть отражено в схеме размещения, утверждаемой муниципальным властями. Иное будет означать несанкционированное место сбора ТКО с ответственностью, предусмотренной в ст. 8.2 КоАП РФ.
2. Кроме того, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039) (далее – Правила № 1039).
В Правилах № 1039 прописан определенный регламент по согласованию управляющей домом организации с органом местного самоуправления места организации сбора ТКО. Однако прямая обязанность для управляющей домом организации, на наш взгляд, отсутствует.
Если же управляющая организация решит воспользоваться процедурой по согласованию места сбора ТКО во дворе МКД, то алгоритм ее действий определен в п. 4-7 Правил № 1139. Необходимо обратиться с заявкой в органом местного самоуправления, которая рассматривается в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления. Указанный орган может направить запрос в Роспотребнадзор для дополнительного согласования вопроса (в этом случае срок рассмотрения заявки увеличивается до 20 календарных дней, о чем заявитель уведомляется в 3х-дневный срок).
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Стоит обратить внимание, что лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (п. 14 Правил 1156).
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО
П. 26.1 Перечня № 290 носит довольно общий характер в части организации и проведения работ по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, а в Правилах № 491 содержание данных работ также не уточняется. В п. 2 Правил 1039 указано, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Минстрой России в письме от 03.04.2019 № 11696-АО/06 указывает, что работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом, как было отмечено ранее, указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 14 Правил № 1156).
В части оснащения контейнерной площадки контейнерами нужно понимать, включены ли контейнеры в тариф регионального оператора. Для этого стоит направить запрос в тарифный орган. Если стоимость контейнеров заложена в тарифе, то региональный оператор обязан установить их за свой счет и бесплатно для жителей (п. 90 Основ ценообразования).
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru