Блог Инфокрафт ЖКХ

Как организовать вывоз крупногабаритного мусора региональным оператором

Мусорная тема является очень болезненной по причине бесконечных проблем по сбору, транспортировке и переработке твердых коммунальных отходов (ТКО). И хотя в настоящее время переход на систему ТКО и работу региональных операторов по обращению с ТКО, в целом, завершился, мусорная проблема далека от своего разрешения. Одной из сложностей является работа по вывоз крупногабаритного мусора.

Природа крупногабаритного мусора и механизм его сбора

В многоквартирных домах используется два способа сбора и вывоза ТКО:
1. Через мусоропровод. Несмотря на то, что мусоропровод – это советское неэкологичное наследие, не самое хорошее с точки зрения утилизации, и тем более, санитарных вопросов, тем не менее, даже в новых домах мы видим встроенные стволы мусоропроводов. В таком случае евроконтейнера ставятся в специальные технические помещения, расположенные около входов в подъезды, откуда их выкатывают сотрудники регионального оператора для опорожнения в мусоровозку. Отдельная площадка для сбора ТКО в данном случае, как правило, отсутствует.
2. Через площадку для сбора ТКО (в случае отсутствия мусоропровода). Она может быть небольшой (для конкретного дома) или организованной для группы домов.

В любом варианте у жителей образуется определенное количество крупногабаритного мусора. Зимой это могут быть елки, активно выбрасываемые после новогодних праздников, летом – порубочные остатки от элементов озеленения и благоустройства. Либо жители часто выбрасывают ненужные им вещи (диваны, шкафы, телевизоры и пр. утварь).

Данный мусор по своей физической природе является объемным и не может уместиться в контейнер (или мусоропровод). В соответствии с п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

П. 12 Правил № 1156 устанавливает, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения площадок для складирования крупногабаритных отходов определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Однако в случае, если между региональным оператором и собственниками заключены прямые договора по ст. 157.2 ЖК РФ, такой договор в письменной форме не заключается.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Проблемы организации мест сбора крупногабаритного мусора

Основная проблема в части складирования крупногабаритных отходов состоит в том, что у регионального оператора есть обязанность осуществлять вывоз такого мусора, а вот обязанности по организации места сбора крупногабаритных отходов – законодательством не предусмотрено.
Поэтому если в доме нет такой площадки, то жители получают коммунальную услугу по обращению с ТКО не в полном объеме.

С другой стороны:
- региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры;
- затем орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 13.1 Правил № 1156).

Таким образом, если в конкретном многоквартирном доме есть запрос на организацию мест сбора крупногабаритного мусора, то региональный оператор открыто может выйти с подобной инициативой.

Согласовываем место для складирования крупногабаритных отходов

Для того, чтобы организовать места для складирования крупногабаритных отходов необходимо пройти процедуру согласования с органом местного самоуправления, который утверждает территориальную съему по обращению ТКО.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила № 1039).

В соответствии с п. 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления (за исключением, когда такая обязанность лежит на других лицах). Такие площадки создаются путем принятия соответствующего решения органами местного самоуправления.
Закон не уточняет случаи, когда обязанность создания места (площадки) накопления ТКО возложена на местные власти, но следуя общей логике гражданского законодательства, можно сделать вывод, что обязанность создать и обустроить место сбора ТКО возлагается на собственника земельного участка (или лица ответственного за эксплуатацию, т.е. на управляющую организацию). Такая позиция соответствует определениям Верховного суда РФ по делу № АКПИ19-470 от 21.08.2019 г. и № 50-АД20-5 от 17.12.2020 г.

В такой ситуации управляющая организация подает письменную заявку, а уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления, при этом срок рассмотрения заявки может быть увеличен до 20 календарных дней, а заявителю не позднее 3 календарных дней со дня принятия такого решения уполномоченным органом направляется соответствующее уведомление (п. 2, 5 и 6 Правил № 1039).
По результатам рассмотрения заявки принимается решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п. 7 Правил № 1039). Формальное основание для отказа – несоответствие места (площадки) накопления ТКО требованиям правил благоустройства или законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 8 Правил № 1039). Однако с учетом точеной застройки в полном объеме выполнить требования по организации места сбору крупногабаритных ТКО не удается практически никому, между тем, проблемы со сбором мусора нужно решать, поэтому обычно место сбора ТКО согласовывается.

После этого по сложившейся практике управляющая организация осуществляет обустройство место сбора ТКО для крупногабаритного мусора. Одновременно управляющая организация в виде таблички размещает информацию об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (п. 14 Правил № 1156).

Организация мест сбора крупногабаритного мусора в условиях отсутствия территории

Формально организация мест (площадок) накопления ТКО является также составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома (пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

При этом самовольная организация места сбора крупногабаритных ТКО (без согласования с уполномоченным органом) – не допускается. А местные власти часто не дают таких согласований, если контейнеры негде ставить или если они выходят на красную линию и портят вид города.
В этом случае отказ в согласовании мест сбора крупногабаритного мусора может быть оспорен на том основании, что потребителю не оказывается в полном объеме коммунальная услуга по обращению с ТКО.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге