• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Как ТСЖ работать с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации № 938

Блог Инфокрафт ЖКХ

Как ТСЖ работать с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации № 938

Лицензирование управляющих организаций, введенное в 2015 году, создало множество административных барьеров для управления многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее – реестр) выступает в качестве защитного фильтра, а допуск или недопуск в реестр часто сопровождается административными проволочками со стороны жилищных инспекций. Сфера становится все более зарегулированной и ТСЖ часто имеет непонимание о том, как приступить к управлению домом после регистрации юридического лица на основании решения собственников.

ТСЖ и реестр лицензий

ТСЖ управляет многоквартирным домом без лицензии (это положение п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ), то есть, лицензия требуется только управляющим организациями. По мере ужесточения регулирования вся система лицензирования деятельности управляющих организаций заточена исключительно на процедуры включения или исключения из реестра, связанные с управляющими организациями, а не ТСЖ.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок № 938). Порядок № 938 определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий (п. 1).

Если в многоквартирном доме происходит смена способа управления с управляющей организации на ТСЖ, то:
- прежняя управляющая организация (лицензиат) обязана в течение 5 рабочих дней подать сведения о прекращении с ней договора управления в жилищную инспекцию и разместить их в ГИС ЖКХ (п. 2 ст. 198 ЖК РФ);
- а ТСЖ подает в жилищную инспекцию уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом с приложениями (п. 2 Порядка № 938);
- после чего в срок до 10 рабочих дней жилищная инспекция исключает дом из лицензии прежней управляющей организации и закрепляет дом за ТСЖ (п. 4 Порядка № 938).

Чаще всего происходит так, что прежняя управляющая организация отказывается прекращать управление многоквартирным домом и:
- либо проводит свое общее собрание, переголосовывая дом в свою пользу;
- либо оспаривает решения общего собрания о создании ТСЖ;
- одновременно сведения о прекращении договора управления многоквартирным домом в жилищную инспекцию не подаются.

В таком случае жилищная инспекция приостанавливает рассмотрение уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом на срок до 30 рабочих дней, после чего выносит решение по каждому лицензиату (п. 15 и 16 Порядка № 938).
Решение принимается по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (п. 3 ст. 198 ЖК РФ).

Нужно отметить, что несмотря на отсутствие лицензии, ТСЖ действующим законодательством приравнено к лицензиату (п. 3 ст. 198 ЖК РФ), поэтому следование Порядку № 938 для ТСЖ является обязательным.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Процедура включения ТСЖ в реестр лицензий

До 20 декабря 2019 года процедура закрепления многоквартирного дома за ТСЖ была практически не урегулирована. В разных регионах практика складывалась неодинаково:
- в ряде субъектов было достаточно представить в жилищную инспекцию протокол о создании ТСЖ и на этом основании дом исключался из лицензии управляющей организации и передавался в ТСЖ;
- в ряде субъектов жилищные инспекции требовали от ТСЖ полностью следовать тому порядку, который прописан для управляющих организаций с представлением всех положенных документов.

С 20 декабря 2019 года в Порядке № 938 четко установлено, что ТСЖ как лицензиат подает «уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом».

Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности утверждена в Приложении № 2 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. Однако в силу п. 7 ст. 135 ЖК РФ, уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом подается в порядке, который установлен Минстроем России. Таким образом, мы руководствуемся Порядком № 938 в части требований к уведомлению.

В уведомлении о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом ТСЖ указывается:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (в данном случае – протокол общего собрания);
в) данные о заявителе (наименование, ИНН);
г) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об управлении домом через ТС в орган государственного жилищного надзора;
д) опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов (п. 2 Порядка № 938).

К уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом прилагаются следующие документы:
- сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава ТСЖ на сайте ГИС ЖКХ;
- сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания в жилищную инспекцию;
- копия устава ТСЖ (пп. «Д» п. 3 Порядка № 938);
- документы, подтверждающие полномочия заявителя (выписка из ЕГРЮЛ, если уведомление подписывает председатель).

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены. Кроме того, в ряде субъектов такие документы подаются через порталы оказания государственных или муниципальных услуг с использованием функции Единой системы идентификации и аутентификации пользователя (ЕСИА) (п. 3 Порядка № 938).

Для ТСЖ крайне важно соблюсти все установленные в Порядке № 938 требования, поскольку любое даже минимальное несоответствие в пакете документов может являться основанием для отказа ТСЖ во внесении изменений в реестр лицензий.

Основные проблемы, создаваемые ТСЖ со стороны жилищной инспекции

В разных регионах ситуация с ТСЖ складывается неодинаково: от поддержки до полной блокировки работы и стремлению «зачистки» субъекта от ТСЖ. Причины негативного отношения властей к ТСЖ зачастую связаны с тем, что ТСЖ плохо встраиваются в «вертикаль власти» и в определенном смысле являются неуправляемыми (а управляющей организации диктовать условия значительно легче).

Поэтому мы видим практику (например, по Московской области), при которой власти сознательно не допускают ТСЖ до управления многоквартирными домами. В такой ситуации жители создают ТСЖ, но до управления домом оно не допускается. В числе оснований для недопуска ТСЖ к управлению домом путем отказа о внесении изменений в реестр лицензий со стороны жилищной инспекции являются:
- замечания к протоколу общего собрания (опечатки, арифметические ошибки и пр.);
- замечания к некомплекту документов, поданному ТСЖ в рамках Порядка № 938;
- затягивание рассмотрения любых заявлений со стороны ТСЖ (чтобы дать управляющей организации время на то, чтобы оспорить решения о создании ТСЖ).

В такой ситуации у ТСЖ не остается иного выбора, кроме как оспаривать незаконные действия жилищной инспекции.
Например, в решение суда по делу № А41-10362/20 суд указал, что:
- недочеты в оформлении протокола с учетом специфики проведения очно-заочных собраний сами по себе не свидетельствуют о его ничтожности;
- направление каких-либо заявлений о внесении изменений в реестр лицензий от созданного товарищества ни статьей 198 ЖК РФ, ни пунктом 18.
Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами от 15.05. 2013 г. № 416 – не требовалось.

В решении по делу № А41-20000/19 суд указал, что положения о необходимости направления уведомления в жилищную инспекцию в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения носят организационный характер, а нарушение данного срока не может влечь бездействие со стороны уполномоченного органа по рассмотрению заявления о внесении изменений в реестр, поскольку срок не является пресекательным.
В разных ситуациях ТСЖ при недопуске к управлению домом – необходимо действовать исходя из конкретного случая. Главное, чтобы не пострадали интересы жителей и не было нарушено их право на волеизъявление.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
ТСН и ТСЖ: объясняем жителям сходство, различия и необходимость переименования
Читать
Компания “Инфокрафт” запустила сервис онлайн-голосования
Читать