• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Как УК и ТСЖ будут проверять после отмены проверок до конца 2022 года: особенности ПП РФ от 05.02.2022 № 117 и от 10.03.2022 № 336

Блог Инфокрафт ЖКХ

Как УК и ТСЖ будут проверять после отмены проверок до конца 2022 года: особенности ПП РФ от 05.02.2022 № 117 и от 10.03.2022 № 336

За март 2022 года дважды поменялся порядок проведения проверок (контрольных мероприятий) УК и ТСЖ со стороны надзорных органов. С 1 марта государство ввело группы риска, группы тяжести и группы вероятности нарушений. Чем больше отрицательных переменных по каждой конкретной управляющей организации, тем чаще проверки. А вот с 10 марта, после фактического обрушения российской экономики по причине санкций, государство решило запретить проведение плановых проверок. Разбираемся как это будет работать с учетом измененной порядка проведения лицензионного контроля.

Обновленный порядок проведения проверок УК и ТСЖ с 1 марта 2022 года

Большая часть изменений связана с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Он ввел новые процедуры контроля и регламентировал их, а кроме того, установил общий порядок проведения контрольных мероприятий.  
Для того, чтобы адаптировать общий порядок к жилищной сфере, были внесены изменения в Положение лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110).

Ранее в нем были прописаны понятия «лицензионных требований» и «грубое нарушения лицензионных требований». Теперь государство определило, как оно будет контролировать выполнение этих требований со стороны УК и ТСЖ. Этот порядок начал действовать как и было запланировано с 1 марта 2022 года.

Положение № 1110 определяет частоту проверок УК и ТСЖ исходя из системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Жилищная инспекция относит объекты лицензионного контроля (многоквартирные дома) к одной из следующих категорий:

а) высокий риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.

Для того, чтобы определить, к какой группе риска будет отнесена работа УК или ТСЖ, нужно ввести еще одно понятие, а именно «группа тяжести».
Вся работа УК и ТСЖ разделяется на группы тяжести «А» или «Б».

Если в многоквартирном доме есть лифты и (или) централизованная система газоснабжения (в т.ч. используемая для приготовления горячей воды), то такой дом относится у группе «А».

Во всех остальных случаях будет группа «Б».

Кроме того, вводится понятие «группы вероятности» «1» или «2».

УК относятся к группе вероятности «1», если за последние 2 года УК или ТСЖ привлекалось по пп. 2 и 3 ст. 13.19.2 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований или же осуществление такое деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Остальные УК (а также ТСЖ) относятся к группе вероятности «2» (даже если у них были выявлены нарушения лицензионных требований, но такие нарушения устранены без штрафа п. 2 и 3 ст. 13.19.2 КоАП РФ).

В итоге мы выходим на следующую систему корреляций.

Категория риска Группа тяжести Группа вероятности
Высокий А 1
Средний А 2
Умеренный Б 1
Низкий Б 2

Как это будет работать на практике


- если в многоквартирном доме, управляемым УК, есть лифты (то есть, она относится к группе тяжести «А») и она за последние 2 года привлекалась за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, то такая УК относится к высокому риску;

- если в многоквартирном доме, управляемым УК, нет лифтов (и нет ВДГО), то УК относится к группе тяжести «Б»); тогда несмотря на привлечение за последние 2 года к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, то такая УК относится к умеренному риску.

Группы тяжести и группы вероятности имеют значение, т.к. их степень сочетаемости влияет на категорию риска, что формирует повышенную или пониженную периодичность плановых проверок.

Для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

- инспекционный визит – один раз в 3 года;
- документарная проверка – один раз в 3 года;
- выездная проверка – один раз в 3 года.

Для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

- инспекционный визит – один раз в 4 года;
- документарная проверка – один раз в 4 года;
- выездная проверка – один раз в 4 года.

Для категории умеренного риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

- инспекционный визит – один раз в 5 лет;
- документарная проверка – один раз в 5 лет;
- выездная проверка – один раз в 5 лет.

В отношении объектов лицензионного контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся совсем (п. 32 и 33 Положения № 1110).

Таким образом, задача любой УК и ТСЖ иметь группу вероятности «2», группу тяжести «Б», что обеспечит нахождение либо в умеренной, либо в низкой категории риска и позволит либо избежать плановых проверок, либо проходить их раз в 5 лет.

Новшества Постановления Правительства РФ 10.03.2022 № 336 об отмене плановых проверок

Естественно, описанная в Положении № 1110 схема проведения проверок готовилась для мирной жизни и формально должна была упорядочить процедуру проверок, чтобы защитить бизнес-интересы управляющих организаций. Но в текущих условий эта схема оказалась недостаточной.
Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ввело полный запрет на проведение плановых проверок в сфере ЖКХ (плановые проверки оставили для ограниченного количества объектов социальной и иной инфраструктуры).

Но вместо плановой проверки за жилинспекциями оставили право проведения профилактических визитов, от которых УК и ТСЖ не вправе отказаться.
Такой визит проводится:

- не позднее чем в течение одного года с момента начала деятельности по управлению многоквартирными домами;
- в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи.

При проведении профилактического визита лицензиатам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений лицензионных требований. Разъяснения, полученные лицензиатом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Но итоги профилактического визита могут послужить основанием для проведения внеплановой проверки в будущем (п. 45 Положения 1110).

Естественно, на внеплановые проверки по жалобам жителей этот запрет не распространится. Однако обязательным является согласование внеплановой проверки с прокуратурой.

Пока непонятно, как эта мера поможет и жителям, и бизнесу. Похожая «мера поддержки» у нас была в 2020 году. Тогда тоже на несколько месяцев вводился запрет на проведение проверок бизнеса. С одной стороны, это может поддержать отрасль, которая «задергана» бесконечными требованиями, в том числе, региональными (особенно в Подмосковье). С другой, все эти меры не решают кардинальных проблем по несовершенству жилищного законодательства в части тарифа на жилищные услуги, смены способа управления или прямого рейдерства.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге