• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Лебеди из покрышек на придомовой территории: новые запреты и несостоявшееся прощание с шинным ЖКХ-артом

Блог Инфокрафт ЖКХ

Лебеди из покрышек на придомовой территории: новые запреты и несостоявшееся прощание с шинным ЖКХ-артом

Украшение дворов покрышками от автомобилей многие десятилетия было естественным и привычным проявлением ЖКХ-арта как отдельного вида искусства. В начале июля 2021 года по СМИ прошла волна информации о том, что с 1 июля 2021 года вступили в силу новые требования, запретившие использовать покрышки на придомовой территории под угрозой больших штрафов. В действительности страхи оказались преувеличены, а в ближайшее время мало что изменится.

Причины использования покрышек и нежелание отказываться от них

Особая востребованность покрышек для украшения дворов связана с тем, что материал покрышки отличается высокой прочностью, износостойкостью, и хорошо адаптируется под художественные нужды жителей.

За десятилетия использования – размещение покрышек во дворах многоквартирных домов стало неким творческим направлением. Из покрышек изготовляют:

- заборчики (путем вкапывания покрышек в землю)
- отдельных героев мультфильмов
- отдельных животных и птиц (самые известные гуси и лебеди)
- вазоны для цветов
- малые архитектурные формы (стойки, детские городки, тренировочные площадки и пр.).

Материал покрышек легко доступен, бесплатен и не иссякает, т.к. при использовании автомобилей изношенные покрышки поступают снова и снова.

Новые и старые запреты по покрышкам

Действующее законодательство выделяет 5 классов опасности отходов:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высокоопасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы (ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. К нему отнесены отходы производства резиновых шин, покрышек и камер, восстановления резиновых шин и покрышек и прочих резиновых изделий. Сюда включаются:

- отходы вулканизованной резины при производстве автомобильных покрышек
- обрезки обрезиненного корда при раскрое обрезиненных тканей в производстве автомобильных покрышек и шин
- отходы боковин автомобильных покрышек и шин.

Все резиновые отходы, связанные с покрышками, относятся к IV классу опасности, причем с 22.05.2017 (а не с 01.07.2021).

При этом организация накопления отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов включена в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Основные изменения с 01.07.2021 были сведены к тому, что начал действовать Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он изменил процедуру проверок и ввел ряд дополнительных контрольных (надзорных) мероприятий.

Под данный закон было принято Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081. В числе полномочий Росприроднадзора было указано соблюдение обязательных требований и правил обращения с опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (пп. «г» п. 9).

На основании этого, а также руководствуясь ГОСТ 12.1.007-76.Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности теоретически Росприроднадзор может привлекать управляющие организации ТСЖ к ответственности за покрышки во дворах по ст. 8.2 КоАП РФ с максимальной суммой штрафа до 250 т.р.

Однако все эти нормы – полностью окольные, прямого федерального запрета на «Гусей из шин» во дворах как не было, так и нет. Правильнее сказать так: в глобальном смысле с 01.07.2021 ничего не изменилось, формальный непрямой запрет есть, однако практическая реализация данного запрета носит скорее разовый и точечный, чем массовый характер.

Как это будет работать на практике в регионах

Пока непонятно, как будет складываться судебная практика по вопросам привлечения к ответственности за покрышки во дворах. Скорее всего она будет предопределяться особенностями регионального и муниципального законодательства в области благоустройства.

Например, в Московской области запрещается сжигание автомобильных покрышек и комплектующих, их сброс в контейнеры, бункеры, на контейнерные площадки и вне установленных для этих целей мест (п. 2 ст. 46 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области»).

В Казани запрещается использовать отходы производства и потребления, в том числе автомобильные покрышки, для благоустройства территории, организации клумб на территории города (п. 174.16 Правила благоустройства города Казани, утвержденные Решением Казанской городской думы 18.10.2006 № 4-12).

Аналогичные требования есть в ряде иных городов, но в большей части муниципальных образований – они отсутствуют, а значит, сплошного регулирования по всем городам – нет.

Более того, есть и обратная судебная практика.
Управляющая организация была оштрафована на 100 000 рублей за нарушение муниципальных правил благоустройства в связи с размещением автомобильных покрышек на территории, прилегающей к многоквартирному дому. Отменяя постановление о привлечении к административной ответственности, суд указал, что не подтверждается факт возникновения в результате размещения во дворе автомобильных покрышек, используемых для цветника, угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, иным охраняемым законом объектам, и не повлекло причинение ущерба (решение Арбитражного суда Брянской области от 06.02.2020 по делу № А09-275/2020).

Сама по себе идея убрать покрышки из дворов многоквартирных домов видится правильной. Технологии благоустройства и комфортной организации общественных пространств активно развиваются, появляются новые материалы и современное оборудование. Однако установка такого оборудования требует существенных финансовых затрат и вливания. Между тем «Гуси из шин» – следствие общей муниципальной нищеты, когда сами жители (понимая, что помощи ни от государства, ни от управляющей организации не будет) – берут дело в свои руки и украшают свой двор из подручных средств, которыми оказываются покрышки от автомобилей.

Поэтому бездумная штамповка предписаний на демонтаж малых архитектурных форм из покрышек с одновременными (потенциальными) штрафами управляющих организаций, допустивших руками жителей такую неэкологичную «красоту» у себя во дворе, выглядит непродуманной и опрометчивой.

Гораздо разумнее замещать покрышки на новое оборудование, предоставляемое, в том числе, путем софинансирования данных расходов по благоустройству общественных пространств со стороны муниципальных образований. Тогда это не будет вызывать протеста со стороны жителей и проблем для управляющих организаций, поскольку «родные гуси из шин» будут замещаться на новое оборудование, прошедшее декларирование и сертификацию.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/

Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Новый порядок привлечения к административной ответственности (июль 2022): как УК снизить штраф или отменить его
Читать
Проблемы коммунальной коммуникации: как соотнести бизнес-цели УК с ожиданиями и запросами жителей
Читать