Блог Инфокрафт ЖКХ

Новое о ГИС ЖКХ

Отказ от размещения информации в ГИС ЖКХ – не новость. Полностью ее практически никто не раскрывает, включая органы власти. Причин этому масса: от несовершенства интерфейсов самой системы до отсутствия реального контроля. Поговорим о том, куда идет ГИС ЖКХ и что с ним делать.

ГИС ЖКХ как основа централизации отрасли в руках чиновников

Закон о создании ГИС ЖКХ приняли в середине 2014 года, а ее массовое внедрение началось примерно с 2015-2016 годов. Логика государства была такая:

- весь рынок жилищного управления нужно было централизовать, чтобы разрешение на право управления домами выдавал надзорный орган (в большинстве регионов это ГЖИ);

- одновременно каждый поставщик информации (УК, ТСЖ, РСО, регоператоры, органы власти и пр.) должен разместить тот объем информации, который составит Минстрой в специальном приказе;

- а жители и иные участники отрасли получают единый универсальный сервис с получением максимально полной информации о доме, его конструктивных данных, поставщиках, к которым можно обратиться напрямую (либо обратиться через сервис с жалобой в надзорный орган).

Фактически из этих трех целей на 100% была достигнута только одна: правом на управление домами наделяют только чиновники, а волеизъявление собственников стало вторичным, а не первичным.

В 2019-2021 годах казалось, что ГИС ЖКХ стагнирует. Никакого развития сервисов там не было, контроль раскрытия информации стал совершенно формальный, что еще раз показывает, что целью создания системы было не раскрытие информации, а выдача «индульгенций» по реестру лицензий.

Если в 2017-2019 гг. ГЖИ создавала минимальную видимость необходимости размещения информации в ГИС ЖКХ, постоянно рассылая предупреждения и иные письма, то примерно с 2020 года по ощущениям автора, основанных на практике работы во многих регионах, интерес ГЖИ к ГИС ЖКХ – просто отвалился. Такие проверки если и проводятся, то чаще по жалобам и сугубо формально. «Дубинка» штрафов, которой первоначально напугали цех, сейчас практически не применяется.  

В начале 2022 года у ГИС ЖКХ сменили оператора. Вместо АО «Почта России» обслуживать крупнейший ЖКХ-сайт страны стал АО «Оператор информационной системы», созданный в 2018 году.

С приходом нового руководства стали появляться надежды на то, что интерфейс ГИС ЖКХ будет удобным, а сайт перестанет быть местом сугубо профессиональной тусовки и станет интересным всем, включая широкого потребителя. В этих целях также сможет помочь мобильное приложение ГИС ЖКХ, которое пока что в стадии доработки.

Региональный ЖКХ-сепаратизм

Понимая все несовершенства общероссийской ГИС ЖКХ, власти многих регионов стали запускать региональные ГИС ЖКХ. Такие системы были созданы в Москве и Мособласти. В Татарстане власти активно развивают сервис «Локоло», которое дает широкий функционал с более удобными интерфейсами (включая проведение общих собраний с авторизацией через ЕСИА), чем это реализовано в ГИС ЖКХ.

К тому же многие региональные бизнес-схемы (с механизмами контроля, биллингом единых расчетных центров) реализовать на базе собственных ГИС ЖКХ внутри регионов проще, чем дожидаться, пока государство полноценно доработает национальную информационную систему.

Для регионов создание собственных ГИС ЖКХ – это хорошо, но в контексте имиджа национального ГИС ЖКХ – это плохо, поскольку очевидно, что система не справляется с теми задачами, которые все ожидают.

ГИС ЖКХ: внутренние проблемы системы

Информация поставщиками продолжает раскрываться плохо, причем не только УК, ТСЖ и РСО, но и органами власти. Например, в ГИС ЖКХ не реализована возможность для раскрытия тарифов за обращение с твердыми коммунальными отходами. То есть, орган исполнительной власти и рад бы ее разместить, но возможности к этому в личном кабинете ГИС ЖКХ просто нет, там размещаются лишь коммунальные ресурсы. Оказалось, что в спешке «мусорной» реформы это просто забыли реализовать это технически и не доработали ГИС ЖКХ. И таких примеров много.

Также всем, кто хоть раз заходил на ГИС ЖКХ, хорошо известно, насколько это тяжелый и неудобный сайт. Он имеет запутанный и сложный, а местами устаревший интерфейс, часто висит, не справляясь с нагрузкой.

Почему информация не раскрывается

Состав информации, которая подлежит раскрытию, указан в специальном приказе Минстроя. Но то, что было реализовано ГИС ЖКХ не в полном объеме соответствует этому приказу. Например, на ГИС ЖКХ технически можно разместить акты осмотра общего имущества. Но вот в приказе Минстроя такой информации нет. Или же в ГИС ЖКХ можно разместить страховые продукты, хотя из приказа Минстроя такая обязанность тоже не следует.

Другой пример – договоры на использование общего имущества. Такие договоры есть в каждом доме, где есть оператор связи. И провайдер платит деньги УК, которая утаивает от жителей факт их получения, не размещая договоры на аренду общего имущества. УК может формально разместить один из 3-5 договоров (с операторами связи, рекламными агентствами и пр.), но эта информация будет неполной. То есть, конфликт интересов налицо.

Возможное решение – включение операторов связи в реестр поставщиков информации, который утверждён Минстроем, чтобы такую информацию размещала не УК (которая заинтересована в том, чтобы спрятать любой договор на аренду общего имущества), а сам провайдер (по аналогии с тем, как эти договоры размещает самостоятельно ресурсник). Но вместо этого государство намерено принять закон, который позволит заводить линии связи в места общего пользования бесплатно, даже без гарантии бережного отношения при размещении оборудования. Если закон примут в нынешней термоядерной редакции, это еще раз покажет, что интересы жителей можно снова «задвинуть», как и с реестром лицензий.

То есть, с одной стороны, запутанные регулирование по объемам размещаемых сведений от Минстроя, с другой, прямые технические недоработки ГИС ЖКХ, с третьей – прямое нежелание поставщиков размещать сведения, публикация которых способна создать дополнительные проблемы с жителями. Сюда добавляется полная либерализация ответственности за неразмещение информации (штрафы часто заменяются предупреждениями, а порой до них вовсе не доходит).

Будущее ГИС ЖКХ

Государство слишком долго создавало эту систему и точно не будет от нее отказываться. Нас ждет широкая интеграция ГИС ЖКХ с другими информационными системами (НашДом.РФ, Аршин, Реформа ЖКХ и пр.), данные которых будут обогащать общую гисовскую базу. Контроль раскрытия информации постепенно автоматизируется, а алгоритмы мониторинга улучшатся. Во всяком случае, мы на это надеемся и готовы этому всячески способствовать.

Другой вопрос – привлечение внимания жителей к ГИС ЖКХ. Поскольку сам сайт у потребителя в массе своей вызывает изначальное отторжение, ставку стоит сделать на мобильное приложение. И конечно же необходима социальная реклама всех изменений. Потребитель должен понимать, чем приложение ГИС ЖКХ ему реально способно помочь во взаимодействии с коммунальщиками. А это уже задача не только разработчиков, но и ЖКХ-маркетологов.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru.

Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге