• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Новая судебная практика об обязании управляющей организации организовать место сбора для твердых коммунальных отходов

Блог Инфокрафт ЖКХ

Новая судебная практика об обязании управляющей организации организовать место сбора для твердых коммунальных отходов

К «мусорной теме» на страницах нашего блога мы обращались неоднократно, поскольку этот вопрос проблемный и сложный. Часто камнем преткновения является определение лица, которое будет обязано установить и организовать место сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) во дворе многоквартирного дома.

Причины проблемы с организацией мест накопления ТКО

Из-за специфики современной жилищной застройки место сбора ТКО не всегда удается организовать с учетом обязательных требований, включая санитарные. При П-образных и Г-образных домах при соблюдении всех норм и дистанций мусорку можно организовать лишь посередине двора. Естественно, такой подход управляющей организации вызывает протесты и возражения со стороны жильцов, которые хотят видеть во дворе детскую площадку, а не помойку.

Ситуацию усложняет проблема с заездом мусоровоза во двор в снежный период: достаточно несколько раз не вывезти мусор, и он начнет разлетаться по всему двору, перемешиваясь со снегом. А в летний период перекрытый транспортным средством контейнер переполнится и его запах в жаркую погоду начнет отравлять воздух на десятки метров вокруг.

И все же, несмотря на эти сложности мусорка на придомовой территории должна быть. Если придомовой территории нет совсем, то она должна быть размещена на прилегающей территории (однако отвечать за вывоз мусора с муниципальной территории будет уже орган местного самоуправления в силу ст. 209 ГК РФ).

В чем суть новой судебной практики?

Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных в законе случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных ПП РФ от 31.08.2018 № 1039).

Иные лица – это собственники земельных участков, на которых должны размещаться площадки для сбора ТКО. Такие собственники подают письменную заявку в орган местного самоуправления, который согласовывает место размещения площадки для сбора ТКО.

Для того, чтобы заставить иных лиц организовать мусорку, орган местного самоуправления обращается с иском в суд и понуждает в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:

- направить заявку о согласовании размещения места сбора ТКО в орган местного самоуправления;

- после ее согласования создать место (площадку) накопления ТКО на придомовой территории конкретного многоквартирного дома.

Удовлетворяя подобные иски, суды (например, решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2021 № А05-3137/2021, решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.08.2021 г. по делу № А49-132/2021) руководствуются следующим:

- управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ст. 161 ЖК РФ);

- в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном, утвержденным ПП РФ от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26.1);

- в состав общего имущества включен не только земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, но и иные объекты, предназначенные для обслуживания этого дома (пп. «Ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 № 491).

- организация по обслуживанию жилищного фонда обязаны:

а) обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
б) своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
в) организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
г) свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
д) содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170);

- контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г.)

С учетом данных правовых норм суды понуждают управляющие организации и ТСЖ установить площадки для сбора ТКО на придомовых территориях, несмотря на возражения о том, что их негде ставить.

Работа с возражениями

Основными возражениями на понуждение согласования место сбора ТКО является довод о том, что в условиях сложившейся застройки соблюдение санитарных норм при создании места (площадки) накопления ТКО невозможно.

Формально, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров (п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021).

При этом допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО. Таким образом, традиционный довод «нам некуда ставить мусорку» чаще всего опровергается (за рядом исключительных ситуаций).

В одном из случаев орган местного самоуправления обратился с иском к ТСЖ о согласовании места сбора ТКО (и его последующей установке), но судом ему было отказано на следующих основаниях:

- между ТСЖ и региональным оператором по обращению с ТКО заключен договор о вывозе ТКО с мусорки, расположенной в непосредственной близости от дома, которым управляет ТСЖ; на этом основании требование закона об организации места сбора ТКО ТСЖ было выполнено

- истцом не доказан факт соблюдения требований СанПиН 2.1.2.2645-10 (при размещении места сбора ТКО) по расстояниям на земельном участке многоквартирного дома, которым управляет ТСЖ, а потому оснований для обязания ТСЖ создать место (площадку) накопления ТКО на придомовой территории не имеется (решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.08.2020 г. по делу № А49-557/2020).

Безусловно, место сбора ТКО должно быть у каждого дома (за рядом исключений с невозможностью выполнения обязательных требований из-за особенностей планировки территории). Неправильно относить свои отходы на мусорку к соседу. В интересах управляющей организации его организовать, чтобы избежать проблем и конфликтов в будущем.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/

Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Сброс сточных вод в систему канализации: что можно, а что нельзя
Читать
Порядок применения онлайн-кассы при постоянных расчетах в сфере ЖКХ
Читать
Как управляющей организации наладить коммерческий учет по индивидуальному потреблению при прямых договорах с РСО
Читать