Блог Инфокрафт ЖКХ

Плата за мусор: когда ее вносить, а когда нет: разбираем позиции высших судов 2022

К теме мусора мы обращались ни раз (см. большой материал о новом порядке оплаты за ТКО с 1 марта 2023 года). Но проблематика эта остается острой, а в адрес существующей схемы оплаты высказывается много критики и недовольства. В 2022 году Верховный суд вынес несколько интересных решений, ориентируясь на которые можно сделать ряд выводов по оплате этой услуги.

Общее о плате за мусор

Для расчета платы за мусор используется три способа:

- исходя из количества проживающих (если их нельзя установить, то плата начисляется по числу собственников): число проживающих делится на норматив накопления и умножается на тариф;
- исходя из площади помещения: количество метров делится на норматив накопления и умножается на тариф;
- исходя из раздельного накопления сортированных отходов (практически не применяется, а во многих регионах нормативы на раздельное накопление не утверждены в принципе).

Основная критика касается ситуации, когда потребитель вынужден оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО при не проживании в помещении (при отсутствии регистрации там по месту жительства или по месту пребывания), либо при временном отсутствии.

Теоретически в 2023 году, после вступления в действие новых поправок, эта ситуация должна выправиться, но окончательное понимание как эти поправки будут работать пока что не сложилось.

Фактически регоператоры столкнуться с большим объемом выпадающих доходов, уровень которых может составить 10-20% из-за нового порядка расчета. В ряде регионов или муниципальных образований эти цифры могут стать критическими. Следовательно, легко предположить, что регоператоры искать формальные причины, чтобы отказать как можно большему числу потребителей в перерасчете на основания временного отсутствия потребителя в помещении.

Как будет складываться судебная практика по этой категории споров пока непонятно, но совершенно точно можно сказать, что она будет очень разной.

Позиции высших судов: интересная практика 2022 года

В 2022 году было несколько важных судебных актов по вопросам обращения с ТКО.

1. Позиция Конституционного Суда РФ.

Способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в каждом регионе власти определяют самостоятельно.

Конституционный Суд РФ в Определении от 12.07.2022 № 1714-О указал, что расчет платы за мусор исходя из общей площади жилого помещения, не противоречит Конституции, поскольку такая методика расчета предполагает, что принятие региональными властями такого рода решения не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной миграции населения, проживающего на определенной территории, и прочих объективных факторов.

В практическом смысле для обывателя это означает, что спорить по способам оплаты за обращение с ТКО, которые установлены в отдельно взятом регионе, бесполезно. Если местные власти решили начислять оплату за ТКО с квадратуры (а это большинство случаев), то необходимо оплачивать услугу, даже если потребитель ей не пользуется.

2. Определение Верховного суда РФ от 04.08.2022 г. по делу № А43-12027/2021.

Суть спора проста: регоператор отказал потребителю в перерасчете за коммунальную услугу за обращение с ТКО на основании временного отсутствия потребителя. ГЖИ региона дала предписание регоператору провести перерасчет и предмет данного предписания стал темой судебных разбирательств по судебным инстанциям вплоть до Верховного суда РФ.

Последняя инстанция указала, что:

- если правительство региона приняло решение об оплате ТКО по квадратуре, то при таком способе начисления платы в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр — общая площадь жилого помещения;
- в случае установления платы за услугу по ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством не установлен порядок перерасчета данной платы, а следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого предписания.

То есть, можно сказать, что судебная практика по таким спорам полностью сложилась и не платить регоператору за неиспользование услуги по ТКО — не получится (при порядке оплаты с квадратного метра, если таковой установлен в регионе).

3. Определение Верховного суда РФ от 14.11.2022 г. по делу № А75-7519/2021.

Регоператор начислял плату за ТКО в садовом массиве без наличие инфраструктуры. ГЖИ дала предписание на перерасчет и Верховный суд встал на ее сторону.

Регоператор полагал, что владеть садовым участком достаточно для безусловной обязанности платить за мусор («при наличии зарегистрированного права собственности гражданина на жилой дом общество фактически приступило к оказанию услуг по обращению с ТКО»).

Но суд поправил пегоператора и указал следующее:

- услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством;

- движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой.

Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Иными словами, не допускается оплачивать ТКО, если не оборудованы места для накопления ТКО. Все они должны быть отражены в территориальной схеме обращения с ТКО и размещены в ГИС ЖКХ. Проверить наличие места сбора ТКО в ГИС ЖКХ можно самостоятельно в открытой части (в разделе «Информация о местах накопления твердых коммунальных отходов»).

Поэтому если территория СНТ потребителя не значится в реестре размещения мест (площадок) накопления ТКО, то начисление платы за мусор незаконно.
Совершенно очевидно, что споров по начислениям платы за ТКО в будущем году будет еще больше, а предметы разбирательств будут разные и интересные. Судебная практика в ближайшее время поменяется с учетом нового регулирования по временному отсутствию потребителя (с 1 марта 2023 года).

Для УК, ТСЖ и СНТ важно понимать ключевые принципы взаимоотношений с региональным оператором по обращению с ТКО, одновременно оказывая максимальное содействие потребителю в вопросах перерасчетов. Другая проблема — заключение правильных договоров на обращение с ТКО (если они заключаются и нет прямых договоров по ст. 157.2 ЖК РФ). Такие договоры всегда нужно подписывать с протоколом разногласий, чтобы и интересы жителей, и интересы эксплуатирующей организации было максимально защищены.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге