• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Некачественные коммунальные услуги по вине ресурсоснабжающей организации: заставляем ресурсника работать

Блог Инфокрафт ЖКХ

Некачественные коммунальные услуги по вине ресурсоснабжающей организации: заставляем ресурсника работать

В 90% случаев некачественные коммунальные услуги предоставляются по вине поставщика коммунального ресурса, который не исполняет надлежащим образом свои обязанности. В пользу ресурсника работает удивительно слабое потребительское законодательство (в этой части), а также позиция государства, которое всяческим образом поддерживает ресурсоснабжающие организации. Любые попытки поменять ситуацию наталкиваются на мощное лобби ресурсников, которые блокируют все варианты ужесточения ответственности. В такой ситуации мы вынуждены решать проблемы, что называется, подручными средствами.

Как это должно быть по закону и почему закон не работает

Формально в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) есть целый раздел IX («Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества»). Кроме того, есть отдельное Приложение 1 к Правилам № 354, которое устанавливает требования к качеству коммунальных услуг и размеры перерасчетов за некачественные услуги. Однако на практике эти нормы работают очень плохо или практически не работают вовсе.

Например, Правила № 354 содержат требование о бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении в течение года. И если теплоснабжающая организация отключает горячую воду на 14 суток, то за каждый час ее отсутствия размер платы за ГВС снижается на 0,15% от потребленного объема в расчетном периоде. Только как сделать такое снижение, если воды в кране нет и коммунальная услуга не прошла через прибор учета? Тот же самый принцип касается водоотведения, электроснабжения, холодного водоснабжения. Чтобы были основания для перерасчета, нужен объем, от которого нужно отминусовывать период некачественной услуги. А в ситуации, когда такого объема нет, нет и перерасчета за некачественную услугу. И ресурсник может несколько месяцев подряд не давать горячую воду не боясь ответственности за свои незаконные действия.

Правила № 354 в части Приложения 1 морально устарели и залочены на нормативы. А большинство потребителей в настоящее время являются опиборенными, то и перерасчета за некачественную коммунальную услугу – нет.

Поэтому фраза «подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги» из п. 98 Правил № 354 остается лишь пустой декорацией и прокламацией, в реальной жизни не работающей и не применяющейся.

Вторая сторона проблемы перерасчетов по такой категории споров – чрезвычайно низкие штрафы за некачественную коммунальную услугу:
- за несвоевременный вывоз мусора плата снижается на 3,3%;
- за отсутствие холодной и горячей воды в кране, отсутствие отопления, отсутствие газа – плата за коммунальную услугу снижается на 0,15%;
- за отклонение давления в кране на 25% от нормативного – размер платы снижается на 0,1% (только как его посчитать при отсутствии реального объема);
- если температура воды в кране менее 60 градусов, то за каждые 3 градуса размер платы снижается на 0,1%.

Эти суммы и проценты перерасчета – не просто смешные и унизительные, они полностью демотивируют поставщика ресурса что-либо менять во взаимоотношениях с потребителями и управляющими организациями.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Кроме того, даже эти минимальные проценты и копейки ресурсник отказывается возвращать и пересчитывать, ссылаясь на особенности заключенных договоров ресурсоснабжения. Например, Мосводоканал прописывает в своем договоре на три страницы «Порядок взаимодействия Сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем поставляемой холодной воды и (или) режим водоотведения» со сложно регламентированной процедурой фиксации коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Аналогичный «Порядок взаимодействия сторон при поставке тепловой энергии ненадлежащего» прописан в договоре с МОЭКом и это типовая практика для многих других ресурсников.

Как управляющей организации воздействовать на ресурсника

Прежде всего, необходимо различать две ситуации.
В первой ситуации исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, которая покупает коммунальный ресурс для представления коммунальных услуг. В таком случае именно управляющая компания отвечает за некачественные услуги, даже если в этом нет ее вины. Тогда мы должны:
- правильно заключить договор с реально работающим порядков взаимодействия между ресурсником и управляющей организацией при жалобах потребителей (например, прописать там, что надлежащими доказательствами факта некачественной коммунальной услуги являются фотографии, видео или свидетельские показания жителей);
- объяснить жителям причину проблемы с доказательствами (например, фото манометра с низким давлением на вводе трубы в дом, дав телефон АДС ресурсника);
- попытаться решить проблему самостоятельно, а с поставщика ресурса взыскать убытки.

Во втором случае (прямые договора по ст. 157.2 ЖК РФ) исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, которая работает с потребителями напрямую. Здесь обязанность управляющей организации сводится только к тому, чтобы обеспечивать «постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг» (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Поскольку поставщик ресурса является исполнителем, оказывающим некачественную коммунальную услугу, то на него распространяется государственный жилищный надзор, предусмотренный ст. 20 ЖК РФ. Иными словами, и жители, и управляющая копания, могут жаловаться на поставщика ресурса в жилищную инспекцию. Реагирование жилищной инспекции по жалобам на ресурсника в разных регионах разное (от активного вмешательства – до полного безразличия), однако ГЖИ может выписать на РСО и предостережение и предписание, если факт некачественной коммунальной услуги подтвердится.

Кардинальные методы взаимодействия с ресурсником

Часто бывает так, что поставщик ресурса не только не исполняет свои обязанности по поставке надлежащего коммунального ресурса, но и заявляет, что не станет решать вопрос в перспективе. В таком случае, управляющая организация может попытаться предпринять самостоятельные шаги, чтобы инициировать устранить проблему по существу.

Случай 1. Прочистка канализации
Отведение сточных вод приравнено коммунальному ресурсу. Соответственно, неотведение сточных вод равняется непоставке коммунального ресурса. Тогда, если поставщика ресурса отказывается канализировать сточные массы, управляющая организация может провести эти работы самостоятельно, а с гарантирующей организации взыскать убытки. Правомерность такой практики подтверждается, например, делами № А45-16292/2018, №64-5150/2016 или № А49-1132/2019.

Случай 2. Понуждение обеспечения коммунальных услуг надлежащего качества.
Такой способ можно использовать, например, при недостаточности давления коммунального ресурса, не позволяющего обеспечить коммунальную услугу. Тогда заинтересованное лицо выходит с иском и суд понуждает ресурсника выполнять свои обязанности, поскольку при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с Правилами № 354 (п. 20 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).
Например, в рамках дела № А64-5479/2020 (на момент подготовки статьи решение не вступило в законную силу) ТСЖ обязало гарантирующую организацию обеспечить нормативное давление в системе холодного водоснабжения на границе эксплуатационной ответственности (на вводе в дом) в многоквартирных домах.

Случай 3. Возвращение денежных средств в виде перерасчета за некачественные коммунальные услуги. Проще всего это делать по тепловой энергии (все остальные ситуации труднодоказуемые). Оптимально выходить в спор на базе управляющей организации или ТСЖ, а не жителям поодиночке.
Так, поскольку факт нарушения качества коммунальных услуг был установлен, что отражено в отчетах о суточных параметрах теплоснабжения по ГВС и ежемесячных отчетах, суд взыскал с теплоснабжающей организации 3,8 млн. рублей неосновательного обогащения (дело № А40-1720/2020).
В другом случае в отдельные часы расчетных периодов в пределах рассматриваемого по иску спорного периода температура горячей воды не соответствовала нормативным значениям (не менее 60°C). С учетом приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу о том, что размер начисленной платы должен быть уменьшен применительно к расчету стоимости некачественного ресурса за сутки (день) на 95 219 руб. 16 коп. согласно расчету, представленного истцом (дело № А03-22718/2017).

На сегодняшний день все методы взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями по некачественным коммунальным услугам до известной степени являются партизанскими. Это связано с исключительной слабостью законодательного регулирования: формальное декларирование требований к качеству при реальной ответственности за нарушение. Пока действующее законодательство в этой части не поменяется (в виде существенных штрафов на РСО за некачественный ресурс), жалоб на некачественные коммунальные услуги будет все больше.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге