Блог Инфокрафт ЖКХ

Поверки приборов учета по-новому: прозрачность работы, доступность информации

Основной правильного коммерческого учета коммунальный ресурсов и коммунальных услуг является рабочее состояние средств измерений, т.е. приборов учета. Для разных коммунальных ресурсов имеются свои особенности измерительных комплексов, их форма, принцип действия и спецификация. Но общий смысл любого измерения сводится всегда к одному: оценке реального фактического потребления и его справедливой оплате поставщику ресурса или исполнителю коммунальной услуги. После 24 сентября 2020 года качественно изменилась механика работы про проведении поверок учета: требования к лицам, осуществляющим поверки, ужесточились, а результаты поверок стали вноситься в единую информационную систему.

Бремя несения расходов по поверке средств измерений и отдельные особенности

Прибор учета является техническим средством, предназначенным для измерений (средством измерений).
На любой новый прибор учета имеется паспорт, в котором указана дата производства прибора заводом-изготовителем с информацией о межповерочном интервале (как правило, он составляет 6 лет). По истечении межповерочного интервала вместо паспорта завода-изготовителя документом, подтверждающем проведение поверки – является свидетельство о поверке, которое выдается в случае ее успешного прохождения.

Поверка средств измерений (далее также – поверка) представляет собой совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пп. 17 п. 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», далее – Закон № 102). Поверка может проводиться в отношении любых приборов учета.

Нужно различать понятия общедомового прибора учета (ОДПУ) и индивидуального прибора учета (ИПУ). Первый используется для измерения потребления объемов коммунального ресурса, второй – для аналогичной оценке по коммунальным услугам.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, обязанность несения расходов по поверке приборов учета законом отнесена на лицо, которое такими приборами учета владеет.

В случае ОДПУ обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащая эксплуатация (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) отнесена к содержанию общего имущества, осуществляемого управляющего организацией (пп. «К» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Кроме того, ранее в п. 7 Правил № 491 ОДПУ электрической энергии включались в состав внутридомовой системы энергоснабжения. Начиная с 1 июля 2020 года в п. 7 Правил № 491 включено условие о том, что интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУЭЭ), в том числе ОДПУ (обеспечивающие возможность их присоединения к ИСУЭЭ) – не входят в состав общего имущества. При этом обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации ИСУЭЭ, включая ОДПУ, возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии и включена в их тариф.

Таким образом, с 1 июля 2020 года из обязанностей управляющей организации исключена необходимость поверки ОДПУ электрической энергии.
В части ИПУ нужно помнить, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приостановлено до 1 января 2021 г. право исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) за истечение межповерочного интервала ИПУ у потребителя. При этом вероятность того, что предельный срок моратория с 1 января 2021 г. будет продлен – остается высокой.

Процедура поверки и прозрачность информации

До 24.09.2020 г. процедура поверок носила во много хаотичный характер. На рынке было представлено большое количество «дельцов», которые занимались раздачей населению справок о поверке приборов учета «без снятия». Недобросовестное отношение таких предпринимателей влияло на объективность поверочных мероприятий, имелись многочисленные факты раздачи свидетельств о поверке без реальной поверки.
В настоящее время поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 2 ст. 13 Закона № 102).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). А список аккредитованных лиц на проведение поверок приборов учета можно получить на сайте https://pub.fsa.gov.ru/ral

Неаккредитованные в национальной системе аккредитации лица проведение поверок средств измерений осуществлять не имеют права.
До 24.09.2020 г. результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

В настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Данную информацию можно получить в открытом режиме с сайта https://fgis.gost.ru/fundmetrology/cm/results/

По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений (п. 4 ст. 13 Закона № 102). По умолчанию (без обращения заявителя) свидетельства о поверке больше не выдаются.

Преимущества новой системы поверок при управлении многоквартирными домами

«Бумажная эра» поверочных документов по приборам учета постепенно уходит в прошлое (несмотря на право заявителя требовать от поверителя выдачу бумажного документа о поверке). Создание единой информационной системы, основанной на принципах прозрачности – правильная и необходимая мера, которая давно ожидается участниками рынка ЖКХ-услуг.

Важно помнить, что документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информация об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета – включены в состав технической документации на многоквартирный дом (п. а_1) п. 24 Правил № 491).

Данная документация часто недобросовестно удерживается и не передается управляющими организациями при смене способа управления многоквартирным домом. С учетом новых правил игры все данные о поверках будут выгружаться в единую информационную систему, будут легко доступны и восстановимы, что упростит процедуру восстановления технической документации на дом.

Кроме того, единая информационная система с базой данных по поверкам средств измерений косвенно способа повлиять на корректность начисления платы за коммунальные ресурсы и услуги в части расчетов управляющих организаций с поставщиками ресурса или потребителями.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге