Блог Инфокрафт ЖКХ

Работа с ртутьсодержащими лампами по-новому: взгляд на проблему

Несмотря на активное распространение светодиодных ламп, люминесцентные лампы (свечение которой обеспечивается парами ртути) активно продаются в магазинах и очень часто используются как в местах общего пользования, так и в жилых или нежилых помещениях многоквартирных домов. Государством установлены определенные правила работы и содержания данных осветительных приборов.

Классы опасности отходов

Ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89) выделяет следующие классы опасности отходов:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высокоопасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы.
Ртутьсодержащие элементы относятся к I классу опасности отходов.

В Минимальном перечне услуг и работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее – Правила № 290) к числу работ и услуг по содержанию иного общего имущества отнесена организация накопления отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов (п. 26.2).

Таким образом, наличие у управляющей организации договора на утилизацию отходов I-IV классов опасности является обязательным. Такой договор заключается только с той организацией, которой есть лицензия, выдаваемая Росприроднадзором.

Таким образом, управляющая организация или ТСЖ не вправе самостоятельно осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности на конкретном объекте, поскольку данная деятельность является лицензируемой (ст. 9 Закона № 89).

Требования по обращению ртутьсодержащими лампами с 1 января 2021 г. и по 1 января 2027 г.

С 1 января 2021 года в действие введены новые правила с довольно длинным названием: «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденные Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 (далее – Правила № 2314).
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Под отработанными ртутьсодержащими лампами понимаются ртутьсодержащие отходы, представляющие собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, утративших свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные).

Организация, с которой у управляющей домом организации заключен договор на утилизацию отходов I-IV классов опасности выступает в качестве оператора по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами.

Ртутьсодержащие лампы собираются:
- от жителей дома (потребителей жилищных услуг);
- от юридических лиц, расположенных в доме;
- от управляющей домом организации, в случае, если она использует данный тип ламп для освещения мест общего пользования.

Управляющая домом организация обязана:
1. Назначить ответственное лицо за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору. Такое лицо назначается приказом и должно состоять с управляющей организацией в трудовых отношениях (п. 3 Правил № 2314).
2. Определить и организовать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов.
3. Уведомить оператора по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами о месте накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
4. Кроме того, в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана размещать на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации на постоянной основе информационную памятку о правилах безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов (пп. «В» п. 31 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).

Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп (п. 6 Правил № 2314).

В случае, если в многоквартирном доме нет возможности (помещений) для создания накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, то информирование потребителей о расположении таких мест и их создание осуществляет орган местного самоуправления (п. 5 Правил № 2314).
Стоит отметить, что транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется только оператором (п. 9 Правил № 2314). А вот уборку мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп (в случае загрязнения) осуществляет одновременно и лицо, организовавшее такое место, и оператор, привлеченный по договору (п. 8 Правил № 2314).

Одновременно не допускается выбрасывать ртутьсодержащие лампы в места сбора твердых коммунальных отходов, поскольку захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено (п. 14 Правил № 2314).

Как это работает на практике

На практике вся эта схема работает очень плохо, а наличие места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирном доме – скорее редкость и исключение из правил, чем норма.

Кроме того, во многих домах нет технической возможности организовать такое место, а орган местного самоуправления скорее всего будет пытаться снять с себя данную ответственность и переложить ее на управляющую домом организацию.

При этом ответственность за невыполнение Правил № 2314 в части несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и является существенной: штраф от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Кронирование (вырубка) зеленых насаждений: обязанные лица и схемы работы
Читать
Как ТСЖ получить судебное решение о взыскании задолженности
Читать
Некачественные коммунальные услуги по вине ресурсоснабжающей организации: заставляем ресурсника работать
Читать