Раздельный сбор мусора: как оплачивать, запустить и популяризовать
14.05.2021
14:43
14 мая 2021 в 14:43
В последние годы мусорная тема привела к существенному социальному недовольству. Рост протестной экологической активности (Шиес) сочетается с увеличением числа мусорных полигонов, которым все сложнее справляться с возрастающими объемами твердых коммунальных отходов (ТКО).
Итоги мусорной реформы глазами обывателя
Система сбора мусора является сложным механизмом и любые попытки упрощения мусорной реформы, которая проводилась в последние 5 лет, могут быть необъективны и иметь вариант некого грубого упрощения. Однако если рассуждать глазами обывателя, то результатом мусорной реформы стало:
1. Увеличение тарифа примерно в 2-3 раза. Если ранее потребитель оплачивал вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) в размере 80-120 копеек с 1м2, то с переходом на систему обращения с ТКО цена возросла до 3-6 рублей с 1м2.
2. Продолжение захоронения ТКО в живой природе. Иными словами, делаются новые мусорные полигоны, куда свозятся и закапываются отходы, по причине отсутствия переработки. Государство озвучивает планы по созданию системы переработки, но пока эти планы остаются лишь планами, динамика строительства заводов по переработке мусора недостаточна.
3. Отсутствие развитой системы мусороперерабатывающих заводов по причине отсутствия таких технологий и нежелания их внедрять. Фактически тех, в пользу кого был поднят тариф за обращение с ТКО – все устраивает, дополнительной мотивации организовывать сортировку мусора и переработку у региональных операторов по обращению с ТКО не сформировано.
Слабость правового регулирования раздельного сбора мусора
Раздельное накопление ТКО предполагает раздельное складирование ТКО по видам однородных отходов. Действующее законодательство выстроено таким образом, что не содержит вообще никаких мер по стимулированию раздельного сбора мусора, что лишь демотивирует на такие действия.
Например, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) есть формулы 9.3 и 9.4 (в Приложении 2) для расчета платы за обращение с ТКО при раздельном сборе мусора. Эти формулы предполагают расчет для постоянно и временно проживающих или общей площади помещения. Никаких специальных мотивирующих преференций для раздельного сбора мусора указанные нормы не содержат.
Основной закон в сфере обращения с ТКО, Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89) говорит лишь о том, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
- организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
- утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Таким образом, раздельный сбор мусора полностью скинут на плечи регионов без должного финансирования этой меры. При этом раздельный сбор мусора упоминается лишь в контексте в формулировке «в том числе», что лишний раз подчеркивает какой-либо озабоченностью данной темой со стороны государства.
Предполагается, что каждый регион должен утвердить свой алгоритм раздельного сбора мусора, но без технологий переработки и строительства таких заводов (без денег и инвестиций) – эти нормы не могут быть исполнены и реализованы.
Регионы часто утверждают абсолютно «пустые» нормативные акты, понимая, что они не будут работать (например, Приказ комитета по обращению с отходами Ленинградской области от 19.10.2020 г. № 9 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)»).
Есть регионы, где на уровне нормативной базы попытки раздельного сбора отходов начинают минимально регулироваться. Например, приложением к Распоряжению Министерства ЖКХ Московской области от 26.06.2019 г. № 350-РВ является «Единый стандарт оформления системы раздельного накопления ТКО на территории Московской области (стандарт РСО)». В нем указано, что:
- при осуществлении на контейнерной площадке раздельного накопления отходов все контейнеры должны содержать информацию о видах ТКО, подлежащих накоплению на данной контейнерной площадке, в виде информационных табличек;
- контейнерная площадка должна содержать информацию об осуществлении на ней раздельного накопления отходов, видах накапливаемых отходов, а также информацию о графике вывоза отходов;
- машины для вывоза «сухих» и «смешанных» отходов должны быть визуально узнаваемы, машина с синей цветовой индикацией используется для вывоза синего контейнера с «сухими» отходами, машина с серой (белой) цветовой индикацией используется для вывоза серого контейнера со «смешанными» отходами.
Однако данные требования являются в большей степени прокламацией намерений, поскольку реальной сортировки отходов нет, а во многих домах Московской области (или вообще всей страны) продолжает использоваться стволы мусоропроводов.
Как запустить раздельный сбор мусора в городах?
Создание нормативной базы для раздельного сбора мусора имеет существенное значение, однако значимым является формирование культуры раздельного сбора мусора, популяризация этого процесса. Таким образом, самой первой мерой должна стать социальная рекламная кампания по раздельному сбору мусора. Ее основными инструментами должны стать:
- технологии рекламных селебритиз (тестемониум), когда за раздельный сбор мусора будут агитировать авторитетные и уважаемые люди. Это не обязательно должны быть звезды, для локальной территории таким авторитетом может быть и председатель ТСЖ. Однако очевидно, что необходимость раздельного сбора мусора нужно показывать своим личным примером, а глянец в этом вопросе скорее вызовет отторжение, чем принятие;
- общее объяснение чрезвычайной неэкологичности от общего сбора мусора без его сортировки. Демонстрация последствий захоронения отходов в живой природе способна привести к тому, что обыватель задумается о последствиях своего небережного отношения к окружающей среде.
Второе – это создание инфраструктуры для раздельного сбора мусора. Площадки для сбора ТКО должны быть оборудованы отдельными боксами (бункерами, заглубленными контейнерами) для сбора как минимум пластика (а лучше и стекла). Запрос у населения на раздельный сбор мусора – колоссальный, он сформировался и его нужно лишь только подтолкнуть.
Третье – технологическое обустройство механизмов для раздельного сбора мусора. Например, ничего не мешает на уровне региона заключить соглашение с крупнейшими торговыми сетями и разместить всюду фандоматы, которые будут принимать стеклотару или пластик в обмен на деньги или баллы (как это делается в западных странах). Баллы можно будет использовать при оплате билетов в музеи, кино или оные социальные объекты (примерно так это реализовано в Москве на базе «Активного гражданина»). Помимо социальной, это будет материальная стимуляция за раздельный сбор мусора.
Четвертое – создание реально мотивирующего на раздельный сбор мусора законодательства. Общие рекомендации к цвету и маркировке раздельных контейнеров – это хорошо, но только это не работает. Работает реальная материальная (или нематериальная) мотивация, которую нужно вводить в Правила № 354, иные нормативные акты. Необходимо менять законодательство именно в части стимулирования раздельного сбора мусора.
Пятое – IT-автоматизация процесса раздельного сбора мусора. Социальная реклама может быть интегрирована с фандоматами. Специальные мобильные приложения могут иметь функционал со схемой расположения фандоматов, зачисления средств бонусной мотивации в приложение пользователя для последующего использования. Тут могут подключиться и местные власти, и бизнес путем партнерства. Можно сдать 10 стеклянных бутылок и получить билет в кино или в музей путем использования баллов, начисленных в приложении.
До настоящего времени комплексного подхода государства к организации раздельного сбора мусора – практически не наблюдается, потому что это никому не интересно. Итоги мусорной реформы привели к монополизации рынка (его олигархализации), завышению цены и продолжении захоронения отходов в живой природе. Природа является динамичной системой и такое отношение к окружающей среде обязательно выльется в симметричный ответ, который может быть чрезвычайно болезненным.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Итоги мусорной реформы глазами обывателя
Система сбора мусора является сложным механизмом и любые попытки упрощения мусорной реформы, которая проводилась в последние 5 лет, могут быть необъективны и иметь вариант некого грубого упрощения. Однако если рассуждать глазами обывателя, то результатом мусорной реформы стало:
1. Увеличение тарифа примерно в 2-3 раза. Если ранее потребитель оплачивал вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) в размере 80-120 копеек с 1м2, то с переходом на систему обращения с ТКО цена возросла до 3-6 рублей с 1м2.
2. Продолжение захоронения ТКО в живой природе. Иными словами, делаются новые мусорные полигоны, куда свозятся и закапываются отходы, по причине отсутствия переработки. Государство озвучивает планы по созданию системы переработки, но пока эти планы остаются лишь планами, динамика строительства заводов по переработке мусора недостаточна.
3. Отсутствие развитой системы мусороперерабатывающих заводов по причине отсутствия таких технологий и нежелания их внедрять. Фактически тех, в пользу кого был поднят тариф за обращение с ТКО – все устраивает, дополнительной мотивации организовывать сортировку мусора и переработку у региональных операторов по обращению с ТКО не сформировано.
Слабость правового регулирования раздельного сбора мусора
Раздельное накопление ТКО предполагает раздельное складирование ТКО по видам однородных отходов. Действующее законодательство выстроено таким образом, что не содержит вообще никаких мер по стимулированию раздельного сбора мусора, что лишь демотивирует на такие действия.
Например, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) есть формулы 9.3 и 9.4 (в Приложении 2) для расчета платы за обращение с ТКО при раздельном сборе мусора. Эти формулы предполагают расчет для постоянно и временно проживающих или общей площади помещения. Никаких специальных мотивирующих преференций для раздельного сбора мусора указанные нормы не содержат.
Основной закон в сфере обращения с ТКО, Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89) говорит лишь о том, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
- организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
- утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Таким образом, раздельный сбор мусора полностью скинут на плечи регионов без должного финансирования этой меры. При этом раздельный сбор мусора упоминается лишь в контексте в формулировке «в том числе», что лишний раз подчеркивает какой-либо озабоченностью данной темой со стороны государства.
Предполагается, что каждый регион должен утвердить свой алгоритм раздельного сбора мусора, но без технологий переработки и строительства таких заводов (без денег и инвестиций) – эти нормы не могут быть исполнены и реализованы.
Регионы часто утверждают абсолютно «пустые» нормативные акты, понимая, что они не будут работать (например, Приказ комитета по обращению с отходами Ленинградской области от 19.10.2020 г. № 9 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)»).
Есть регионы, где на уровне нормативной базы попытки раздельного сбора отходов начинают минимально регулироваться. Например, приложением к Распоряжению Министерства ЖКХ Московской области от 26.06.2019 г. № 350-РВ является «Единый стандарт оформления системы раздельного накопления ТКО на территории Московской области (стандарт РСО)». В нем указано, что:
- при осуществлении на контейнерной площадке раздельного накопления отходов все контейнеры должны содержать информацию о видах ТКО, подлежащих накоплению на данной контейнерной площадке, в виде информационных табличек;
- контейнерная площадка должна содержать информацию об осуществлении на ней раздельного накопления отходов, видах накапливаемых отходов, а также информацию о графике вывоза отходов;
- машины для вывоза «сухих» и «смешанных» отходов должны быть визуально узнаваемы, машина с синей цветовой индикацией используется для вывоза синего контейнера с «сухими» отходами, машина с серой (белой) цветовой индикацией используется для вывоза серого контейнера со «смешанными» отходами.
Однако данные требования являются в большей степени прокламацией намерений, поскольку реальной сортировки отходов нет, а во многих домах Московской области (или вообще всей страны) продолжает использоваться стволы мусоропроводов.
Как запустить раздельный сбор мусора в городах?
Создание нормативной базы для раздельного сбора мусора имеет существенное значение, однако значимым является формирование культуры раздельного сбора мусора, популяризация этого процесса. Таким образом, самой первой мерой должна стать социальная рекламная кампания по раздельному сбору мусора. Ее основными инструментами должны стать:
- технологии рекламных селебритиз (тестемониум), когда за раздельный сбор мусора будут агитировать авторитетные и уважаемые люди. Это не обязательно должны быть звезды, для локальной территории таким авторитетом может быть и председатель ТСЖ. Однако очевидно, что необходимость раздельного сбора мусора нужно показывать своим личным примером, а глянец в этом вопросе скорее вызовет отторжение, чем принятие;
- общее объяснение чрезвычайной неэкологичности от общего сбора мусора без его сортировки. Демонстрация последствий захоронения отходов в живой природе способна привести к тому, что обыватель задумается о последствиях своего небережного отношения к окружающей среде.
Второе – это создание инфраструктуры для раздельного сбора мусора. Площадки для сбора ТКО должны быть оборудованы отдельными боксами (бункерами, заглубленными контейнерами) для сбора как минимум пластика (а лучше и стекла). Запрос у населения на раздельный сбор мусора – колоссальный, он сформировался и его нужно лишь только подтолкнуть.
Третье – технологическое обустройство механизмов для раздельного сбора мусора. Например, ничего не мешает на уровне региона заключить соглашение с крупнейшими торговыми сетями и разместить всюду фандоматы, которые будут принимать стеклотару или пластик в обмен на деньги или баллы (как это делается в западных странах). Баллы можно будет использовать при оплате билетов в музеи, кино или оные социальные объекты (примерно так это реализовано в Москве на базе «Активного гражданина»). Помимо социальной, это будет материальная стимуляция за раздельный сбор мусора.
Четвертое – создание реально мотивирующего на раздельный сбор мусора законодательства. Общие рекомендации к цвету и маркировке раздельных контейнеров – это хорошо, но только это не работает. Работает реальная материальная (или нематериальная) мотивация, которую нужно вводить в Правила № 354, иные нормативные акты. Необходимо менять законодательство именно в части стимулирования раздельного сбора мусора.
Пятое – IT-автоматизация процесса раздельного сбора мусора. Социальная реклама может быть интегрирована с фандоматами. Специальные мобильные приложения могут иметь функционал со схемой расположения фандоматов, зачисления средств бонусной мотивации в приложение пользователя для последующего использования. Тут могут подключиться и местные власти, и бизнес путем партнерства. Можно сдать 10 стеклянных бутылок и получить билет в кино или в музей путем использования баллов, начисленных в приложении.
До настоящего времени комплексного подхода государства к организации раздельного сбора мусора – практически не наблюдается, потому что это никому не интересно. Итоги мусорной реформы привели к монополизации рынка (его олигархализации), завышению цены и продолжении захоронения отходов в живой природе. Природа является динамичной системой и такое отношение к окружающей среде обязательно выльется в симметричный ответ, который может быть чрезвычайно болезненным.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru