• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Размещение наружной рекламы на общем имуществе и/или фасаде дома: новые требования и правила после 2022 года

Блог Инфокрафт ЖКХ

Размещение наружной рекламы на общем имуществе и/или фасаде дома: новые требования и правила после 2022 года

Весной 2022 года в Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ внесли изменения в части размещения наружной рекламы на общем имуществе многоквартирного дома. В частности, собственникам добавили прав. Разбираем, как этот закон будет работать.

Что изменилось после принятия закона

Прежде всего, речь идет только по наружную рекламу. Распространение наружной рекламы осуществляется с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, далее – Закон № 38).

Речь не идет про внутреннюю рекламу (интерьерную реклама или Indoor Advertising), т.е. рекламу в лифтах или подъездах. Кроме того, новые изменения не касаются размещения рекламных вывесок (многие УК и ТСЖ почему-то решили, что теперь для согласования вывесок нежилых помещений также необходимо пройти через сложную процедуру).

Итак, для того, чтобы разместить наружную рекламу на территории земельного участка многоквартирного дома или на самом доме, необходимо выполнить требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций. К числу таких требований относится, в частности, необходимость подтверждения прав лиц, обратившихся за получением разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на использование имущества для указанных целей.

В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном ЖК РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Это базовая норма ст. 44 и 46 ЖК РФ.

Необходимость предоставления соответствующих документов, подтверждающих согласие собственников на присоединение к их имуществу рекламных конструкций была и раньше. В этой части ничего не поменялось и теперь.

Разрешение на размещение рекламы выдает уполномоченный орган. Раньше в качестве основания для отказа в выдаче такого разрешения отсутствие волеизъявления собственников – не значилось. А теперь оно появилось. Иными словами, если раньше орган не мог отказать без решения общего собрания о предоставлении общего имущества для размещения наружной рекламы, то теперь может. Вот и все новшество.

Если разрешение на размещение рекламы на фасаде дома (брандмауэр) или придомовой территории (стандартный билборд или ситиборд) было выдано органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением новых требований (то есть, без разрешения собственников), то оно подлежит аннулированию на основании предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Эта норма является неким корреспондирующим изменением с обратной силой. В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В данном случае, если установка наружной рекламы была осуществлена на основании разрешения местной власти, то через предписание ФАС такое предписание аннулируется. То есть, закон применяется к прежним отношениям в силу прямого на то указания.

Местные особенности, не подпадающие под регулирование

М.Е. Салтыков-Щедрин писал, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Так вот, проблема в том, что в России большое число небольших городов, где муниципального регулирования по сфере рекламы нет вообще (это не прописано и никак не обозначено в муниципальных правилах благоустройства).

Но вот рекламные брандамуэеры на многоквартирных домам этом весят. И они размещены без какого-либо согласования с местными властями, т.к. механизм такого согласования отсутствует (за
частую ее размещали сами местные власти). Как правило это социальная наружная реклама, поэтому большая вероятность того, что она продолжит висеть как и висела, несмотря на отсутствие разрешения собственников.
Но для крупных городов новое регулирование может создать проблемы для тех рекламных объектов, которые были размещены без соответствующего разрешения собственников. Такие объекты придется демонтировать.

Общий регулирующий фон

Обращает на себя внимание то, что размещение любой наружной рекламы на объектах общего имущества по закону требует специального разрешения («Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в законе владельца», п. 9 ст. 19 Закона № 38).

В каком-то смысле собственники помещений многоквартирного дома поражены в правах: получается, что у них есть свое имущество, которое они, тем не менее, не могут использовать как хотят (разместив рекламу по своей воле) без получения специального разрешения. Определенная логика законодателя здесь есть: реклама создает информационный шум и размещать ее как попало – неправильно.

Но все же самый важный уровень регулирования здесь должен быть не федеральный, а муниципальный (свой в каждом городе с учетом его особенностей), а вот с этим зачастую у нас полный провал. Например, есть многоквартирные дома, которые представляют большую культурную ценность (даже если они не внесены в реестр объектов культурного наследия). Само собой, наружная реклама может портить их облик, а потому их стоит оградить от этого. А есть дома на красной (первой) линии, не представляющие культурно-исторической ценности (скажем, с 1980х годов постройки) с огромными стенами без окон, которые так и просятся под аренду рекламодателем. Задача сегментировать эти дома и правильно их структурировать по тому, что можно, а чего нельзя – городской администрации, а не федерального закона.

С другой стороны, повторим, новые поправки не распространяются на рекламные вывески, которые почему-то продолжают путать с рекламой, хотя эти понятия нужно различать:

- реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пп. 1 ст. 3 Закона № 38);

- а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске (пп. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Таким образом, размещение над входной группой в магазин наименования «Пятёрочка» является вывеской, а вот размещение брандмауэра «Рыба в «Пятёрочке» по акции по 500 рублей за кило» – рекламой. Это принципиальное отличие, которое нужно учитывать, если принимается решение о конфронтации с рекламодателями.

Как видим, глобальных изменений в части размещения наружной рекламы на общем имуществе после 2022 года не случилось. Эти вопросы лишь немного упорядочились, но основной провал регулирования (муниципальный) остается без изменений.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Содержание земельного участка многоквартирного дома: фактор прилегающей к придомовой территории
Читать
Технологии праздничного оформления многоквартирного дома: ищем бюджетные и яркие варианты
Читать
Проведение общего собрания в электронном виде: как мотивировать жителей перейти на онлайн-голосование
Читать