Блог Инфокрафт ЖКХ

Решение проблем выгула собак на придомовой и прилегающей городской территории

По данным на начало 2021 года в российских семьях жило более 60 миллионов собак и кошек. Это очень большая популяция домашних животных, которая имеет долговременные тенденции к росту. Такие цифры говорят о том, что вопросы организации инфраструктуры для выгула домашних животных, прежде всего, собак, будут все более обострятся и актуализироваться. Решение проблемы может быть найдено лишь путем совместной работы на муниципальном уровне городских властей и управляющих организаций.

Общая проблема дефицита мест выгула собак

Действующее законодательство (федеральное, региональное и муниципальное) не содержит для управляющей организации обязанностей по обустройству мест выгула собак. Однако даже если бы такие обязанности и были где-то прописаны, реализовать их было бы проблематично по причине нехватки территорий. В условиях городской точечной застройки не хватает мест даже на общественные пространства в виде парков, садов и скверов, а тем более, проседает инфраструктура для собаководов.

Несмотря на наличие серьезного запроса на обустройство инфраструктуры для собаководов, ее крайне мало или нет вовсе. Вследствие этого собак выгуливают там, где это делать не допускается, например, на детской площадке, во дворе дома.

В ряде муниципальных и региональных правовых актах есть формальные запреты на подобные действия. Так, в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Республики Татарстан от 7 марта 2014 года №16-ЗРТ «Об отдельных вопросах содержания домашних животных в Республике Татарстан» запрещается:
- осуществлять выгул собак на детских и спортивных площадках, пляжах, на территориях образовательных и медицинских организаций;
- купание собак в водных объектах, расположенных в местах массового отдыха граждан;
- осуществлять в общественных местах выгул собак, которые не зарегистрированы в установленном порядке, в целях удовлетворения их естественных потребностей;
- оставлять собак без присмотра во время их выгула;
- осуществлять выгул собак лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также лицами, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут контролировать движения собак и пресекать их агрессивное поведение во время выгула;
- осуществлять выгул собак лицами, не достигшими 14-летнего возраста, за исключением случаев выгула собак мелкого размера.

Однако контроль за соблюдением требований часто отсутствует, а в большей части регионов и городов эти вопросы вообще никак от урегулированы. Серьезной проблемой становятся бродячие собаки, которые порой не отлавливаются местными властями. Они являются разносчиками болезней и инфекций.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Кроме того, из-за дефицита мест выгула собак нередки ситуации с нападением собак на детей, случайных прохожих (поскольку собаки очень часто выгуливаются без намордников). Это приводит к дополнительным конфликтам между взрослыми, а дети получают психологическую травму, формируется собакобоязнь.

Как обустроить место выгула собак

Обычно земельного участка многоквартирное дома не хватает для того, чтобы обустроить место выгула собак. Однако если он достаточен, то в муниципальных правовых актах могут содержаться требования или рекомендации к таким местам.

Так, Правила благоустройства территорий городского округа город Воронеж (утверждены Воронежской городской думой от 19 июня 2008 г. № 190-II) различают площадки для выгула собак и площадки для дрессировки собак.

Площадки для выгула собак размещаются на территориях общего пользования жилого района, в технических зонах общегородских магистралей 1-го класса, под линиями электропередачи с напряжением не более 110 кВт, за пределами санитарной зоны источников водоснабжения первого и второго поясов и на других территориях в соответствии с действующим законодательством. Размещение площадки на территориях природного комплекса необходимо согласовывать с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды (п. 9.3.5.1).

Размеры площадок для выгула собак, размещаемые на территориях жилого назначения, необходимо принимать в пределах 400-600 кв. м, на прочих территориях – до 800 кв. м, в условиях сложившейся застройки, исходя из имеющихся территориальных возможностей, могут устанавливаться площадки меньшего размера. Расстояние от границы площадки до жилых и общественных зданий необходимо принимать не менее 25 м, а до участков детских учреждений, школ, детских, спортивных площадок, площадок отдыха – не менее 40 м (п. 9.3.5.2).
Такие площадки должны иметь ограждение, чтобы от собак не пострадали случайные прохожие.

Задачи управляющей организации

Если земельный участок большой, то управляющая организация может попытаться организовать и обустроить место выгула собак. Если же земли недостаточно, то задача управляющей организации состоит в том, что установить на территории земельного участка таблички о недопустимости выгула собак на детской площадке, иных игровых зонах, а также на элементах эстетического озеленения многоквартирного дома.

С другой стороны, многие управляющие организации идут по пути установки догдиспенсеров с пакетиками для животных экскрементов. Это нормальная, современная и ответственная практика. Мы понимаем, что пока что большая часть выгулов домашних животных осуществляется ровно там, где ходят сами люди (аллея, школьный стадион, пространство за домом и так далее). Для чистоты прилегающей территории и удобства жителей – догдиспенсеры должны войти в активное применение.

Решение вопроса комплексно и организованно с участием местной власти

Массовое обустройство мест выгула собак может быть осуществлено лишь по инициативе сверху. Уже очевидно, что число домашних питомцев будет только возрастать и счет им идет на десятки миллионов. Таким образом, муниципальные власти не могут игнорировать эти запросы и проблемы.

Поэтому для массового обустройства мест выгула собак необходимы следующие действия:
1. Внесение необходимых изменений в муниципальные правовые акты. Можно брать за образцы то регулирование, которое уже встречается у ряда городов (Воронеж, Казань и пр.). Этим регулированием устанавливаются требования к организации площадок для выгула и для дрессировки собак, их расположение и комплексность по составу элементов благоустройства.
2. Финансирование расходов по организации и обустройству площадок для выгула и для дрессировки собак. Безусловно, таких площадок на районе должно быть не менее дюжины. Но сделать даже одну площадку на весь район города – вполне посильно дефицитному муниципальному бюджету.
3. Формирование культуры безопасного и экологичного выгула собак. Догдиспенсеры с пакетиками для животных экскрементов должны стать не чем-то эксклюзивным, а данностью. Такие установки дешевы и просты в эксплуатации. Безусловно, не сразу все собаководы начнут их активно использовать, но практика показывает, что культура цивилизованного выгула втягивает в себя многих собачников. Вопросы безопасности (намордников и поводка) также должны постоянно транслироваться в общественных пространствах и рекламных площадках. Такая социальная реклама способна снять многие конфликты и проблемы.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Ливневая канализация: особенности эксплуатации и содержания
Читать
Коммунальный ресурс на содержание общего имущества по горячему водоснабжению и теплоснабжению: различная практика регионов
Читать
Внутридомовая навигация: комплексный подход к планированию и реализации
Читать