Блог Инфокрафт ЖКХ

Новые требования по газовой безопасности вступают в силу 1 сентября 2023 года

Новое регулирование по газовой безопасности мы разбирали в соответствующем материале. Сегодня обсуждаем вопрос, как управляющей домом организации выполнить эти требования, часть которых совершенно нелепа или даже абсурдна.

Что беспокоит цех и кому выгоден новый закон

Суть изменений по газовой безопасности, изложенных в редакции Федерального закона от 18.03.2023 №71-ФЗ, можно выразить очень просто.

1. С 01.09.2023 исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту внутридомового газового оборудования (ВДГО) и (или) внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) наделяется газораспределительная организация. Раньше такие договоры могли заключаться не только с монополистом, но и его конкурентами.

2. Договоры на проведение ТО, которые были заключенные собственниками частных жилых домов со специализированными организациями до 01.09.2023, продолжат действовать до их прекращения или расторжения.

3. Договоры на проведение ТО, заключенные собственниками квартир в многоквартирных домах до 01.09.2023 тоже действуют до их прекращения или расторжения, но в любом случае с 01.01.2024 такие договоры должны быть заключены только с газораспределительной организацией.

4. Договоры о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в многоквартирных домах должны быть приведены в соответствие с ЖК РФ до 01.01.2024 (сама коммунальная услуга оказывается только тем, у кого есть договор на ВКГО).

5. Договоры управления многоквартирным домом и уставы ТСЖ, ЖСК, жилищных кооперативов должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 01.12.2023 г. Как уже отмечалось, если в доме оказывается коммунальная услуга по газоснабжению, то в уставе ТСЖ и ЖСК должна быть предусмотрена обязанность заключить со специализированной организацией договор по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО. Естественно, в большинстве уставов это не прописано, а значит, почти всем ЖКХ и ЖСК придется проводить собрание и принимать новые уставы или вносить изменения в действующие. Такое же требование к договорам управления.

Закон выгоден исключительно газовым монополистам. Цены на их услуги повышаются каждый год и в условиях отсутствия конкуренции (частникам к этому мощному рынку доступ на обслуживание ВДГО и ВКГО теперь закрыли) это будет особенно заметно. На фоне общего бардака с обслуживанием ВДГО и ВКГО, а также взрывов бытового газа в домах газовики и их лоббисты смогли протолкнуть этот сложный для отрасли закон и загнали всех в свои жесткие рамки.

Самое сложное для цеха заключается в том, чтобы прописать в договоре управления или уставе ТСЖ очевидное: заключить договор ВДГО и/или ВКГО с газораспределительной организацией. И если этого не сделать, то уже с 1 декабря 2023 года УК можно штрафовать за грубое нарушение лицензионных требований, а ТСЖ/ЖСК по 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Будет ли закон работать

Лишь частично. Если дом газовый, то наличие договора на ВДГО (а в ряде случаев и на ВКГО) — обязательное лицензионное требование. Речь идет лишь про расторжение договора с частными специализированными организациями и перезаключение таких договоров с 01.01.2024 г. исключительно с газораспределительной организацией.

Зачем под этот передел рынка подвели требование на необходимость внесения изменений в устав и договор управления (которые можно провести лишь через общие собрания, что делать осенью и зимой непросто) — никому не понятно до сих пор.

Поэтому в этой части закон точно работать не будет и токсичен. Совершенно очевидно, что ни ТСЖ, ни УК не смогут моментально провести необходимые собрания и проголосовать за это. К тому же газораспределительные организации не будут это контролировать: ведь им главное получить на монопольном основании деньги, которые с учетом рыночного доминирования потекут рекой как от ЖКХ-цеха, так и от населения.

Что делать с уставами и договорами управления: бросаться ли срочно проводить собрания

Пока непонятно.

Вопросами контроля уставов и договоров управления могут озаботиться региональные ГЖИ. И при большом желании они могут выставить очень много предписаний или штрафов после того, как установят несоответствие документов новым требованиям.

Фактически несоответствие договоров управления и уставов новым требованиям по «газовой безопасности» у 99% цеха. И дальнейших вариантов развития событий тут два:

— органы власти начнут избирательно «прессовать» неугодных (тогда придется или в спешке проводить собрания или при худшем сценарии заставят уйти с рынка);

— органы власти будут игнорировать уставы и договоры управления (потому что моментально всех проверить точно не получится).

По общению с коллегами мы видим, что никто не спешит с проведением голосований для внесения изменений в документы. И скорее всего в цеху данный вопрос будет отложен на лето 2024 года. Возможно также, что региональные органы жилнадзора проявят гибкость и аккуратность и не будут давить цех штрафами за совершенно формальное требование, которое не так просто исполнить (при условии, что у управляющей организации заключен договор на ВДГО и ВКГО).

В любом случае бросаться делать собрания, чтобы успеть попасть в переходный период до 01.12.2024 г, скорее всего, не стоит. Нужно посмотреть, как будет складываться, и судебная и надзорная практика и исходя из этого принимать необходимые решения.

Да и сами собственники моментальных штрафных санкций за отсутствие договора на ВКГО, скорее всего не получат. Формально в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте ВКГО в МКД или ВДГО в жилом доме специализированная организация вправе инициировать перед поставщиком газа приостановление им своих обязательств по поставке газа (п. 31.1 Правил №410), а поставщик газа вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением (пп. «е» п. 45 Правил №549).

Но фактических механизмов контроля исполнения этих требований в большей части регионов нет или почти нет. Единого реестра договоров на ВДГО/ВКГО нет, а значит его нельзя интегрировать с данными ГИС ЖКХ по собственникам, чтобы автоматически установить уклонистов от заключения договора. Поэтому есть вероятность, что газораспределительная организация получит поток денег (ради которого все это и затевалось) и на этом история будет закрыта.

Но в любом случае на очередном общем собрании членов ТСЖ или собственников нужно поставить вопрос об изменении устава и условий договора управления под новые требования.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге