Блог Инфокрафт ЖКХ

Содержание контейнерной площадки и замена контейнеров: как провести и профинансировать

Организация контейнерной площадки является очень болезненной темой при управлении многоквартирным домом. В условиях городской застройки непросто соблюсти требования по размещению таких объектов. Одновременно региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отказываются осуществлять замену контейнеров за свой счет. В такой ситуации данные проблемы ложатся дополнительной финансовой нагрузкой на управляющую домом организацию.

Кто должен менять контейнера

Содержание контейнерной площадки и замену контейнеров осуществляет собственник земельного участка, на котором они расположены (ст. 209 ГК РФ). Если данная территория является муниципальной, то обязанным лицом будет являться орган местного самоуправления. Если же земельный участок включен в состав общего имущества, то обязанность по содержанию «мурсорки», на нем расположенной, будет являться зоной ответственности управляющей домом организации (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Прямой обязанности для регионального оператора осуществлять замену контейнеров – законодательством не предусмотрено.
Тариф на обращение с ТКО подлежит государственному регулированию. Каждый год региональный оператор защищает свой тариф в тарифном органе, который заводит под заявителя отдельное тарифное дело. Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484. Они не содержат обязанности для регионального оператора включать замену контейнеров в тариф на обращение с ТКО.

При этом дополнительные требования к контейнерным площадкам установлены региональным и муниципальным законодательством. Например, в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», обязательный перечень элементов благоустройства территории  контейнерной площадке включает: твердые виды покрытия; элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями; контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, в том числе для сбора люминисцентных ламп, бытовых химических источников тока (батареек); осветительное оборудование.
Аналогичные дополнительные требования есть в ряде муниципальных образований (городов).

Несмотря на то, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, тем не менее, в ряде регионов есть министерские соглашения о замене контейнеров силами региональных операторов (прежде всего, если они расположены на муниципальной территории). Однако по большей части это редкость.

Как осуществить замену контейнеров

По большому счету нормы федерального законодательства не содержат для управляющей организации прямой обязанности осуществлять замену контейнеров. В определенном смысле все законодательство оперирует «окольными нормами». Под окольными нормами, как ранее было сказано, подразумевается региональное и муниципальное законодательство.

Например, Правила благоустройства города Казани (утвержденные Решением Казанской городской думы 18.10.2006 г. № 4-12) устанавливают в качестве прямой обязанности для управляющей организации:
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
новку контейнеров для твердых бытовых отходов, а в неканализированных зданиях – помимо этого и сборников для жидких бытовых отходов;
- вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов согласно утвержденному графику;
- содержание в чистоте и исправном состоянии контейнеров (бункеров) и контейнерных площадок, подъездов к ним (п. 154.3-153.5).

Поскольку региональный оператор замену контейнеров обычно делать не хочет, а кто-то ее делать должен, крайним, как правило, оказывается управляющая домом организация. Она вынуждена за счет текущего тарифа организовать место сбора ТКО и установить на ней контейнера.
Итак, рассмотрим рабочие схемы замены контейнеров на придомовой территории МКД.

1. Покупка. Самый просто и самый затратный вариант. В среднем стоимость одного евроконтейнера на колесиках с закрывающейся крышкой в ценах 2021 года 20-30 т.р. На один многоквартирный дом (300 квартир) нужно не менее 6-8 таких евроконтейнеров. Таким образом, эти работы ложатся нагрузкой на управляющую организацию в размере 200 000 рублей.

2. Лизинг, т.е. долгосрочная аренда. Чаще всего этот вариант используется путем заключения соглашения с региональным оператором. В рамках такого договора раз в месяц управляющая организация оплачивает региональному оператору оговоренную сумму аренды, а он эксплуатирует данные объекты. Поскольку региональные операторы закупают контейнера большими партиями, лизинг может быть дешевле самостоятельной покупки и последующей установки.

3. Замена старых контейнеров на новые с доплатой. Обычно такой вопрос также решается через регионального оператора.

4. Бесплатная замена контейнеров региональным оператором. Это возможно только в том случае, если в тарифе регионального оператора на обращение с ТКО заложена установка контейнеров (либо это условие прописано в договоре на обращение с ТКО). Тогда он прямо обязан заменить эти объекты бесплатно, поскольку защищенный в тарифном органе тариф включает эти издержки.

5. Субсидирование замены контейнеров органом местного самоуправления. В зависимости от муниципального образования могут использоваться разные варианты: например, участие в грантовой поддержке, ежегодно выделяемой муниципалитетом. Кроме того, могут быть специальные программы по обустройству мест сбора ТКО (но в большей степени это редкость).

Содержание контейнерной площадки

Ранее было указано, что содержание контейнерной площадки осуществляет то лицо, на чьей земле площадка установлена.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах – не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах – не менее 15 метров (п. 3 и 4 СанПиН 2.1.3684-21).

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).

Кроме того, есть норма о том, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (п. 148.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).

При этом уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО. А вот отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений (Письмо Минприроды России от 21.07.2020 № 08-25-53/18336 «Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО»).

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 – для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (п. 6 СанПиН 2.1.3684-21).

Организация сбора пластика

Организовать раздельный сбор мусора при текущем законодательстве (особенно региональном) крайне проблематично. Однако эти сложности не распространяются на пластик: жители многоквартирных домов в большей части психологически готовы к отдельному выносу и выбросу пластика, которого в последние годы становится все больше.

Поэтому установка на контейнерной площадки места сбора для пластиковых отходов – является жизненной необходимостью. Кроме того, подобный шаг – хорошая демонстрация экологичного подхода управляющей домом организации, ее понимания важности прекращения захоронения пластика в живой природе.
Многие региональные операторы бесплатно устанавливают контейнеры для сбора пластиковых отходов, поскольку в дальнейшем они сдают их на переработку и дополнительно на этом зарабатывают.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Ливневая канализация: особенности эксплуатации и содержания
Читать
Коммунальный ресурс на содержание общего имущества по горячему водоснабжению и теплоснабжению: различная практика регионов
Читать
Внутридомовая навигация: комплексный подход к планированию и реализации
Читать