• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Дикие (бесхозяйные) животные на придомовой территории: варианты решений для управляющей организации и муниципального образования

Блог Инфокрафт ЖКХ

Дикие (бесхозяйные) животные на придомовой территории: варианты решений для управляющей организации и муниципального образования

Животные во дворах многоквартирных домов. Идеально, когда у каждого из них есть хозяин, контролирующий поведение. Но, что делать с домашними животными на самовыгуле, беспризорными и дикими? Несет ли ответственность за них управляющая компания?

Особенности придомовой фауны

Если двор проходной (около 90% всех дворов в стране), то по нему часто бродят беспризорные собаки, кошки, у мусорных контейнеров бегают крысы и мыши. Реже встречаются дикие лисы, реже зайцы (если дома находятся рядом с лесом).

Животные приходят ради еды – отходов, которые разлетаются рядом с неубранными вовремя мусорками, но нередко их подкармливают сердобольные жители. Такие животные несут потенциальную угрозы жизни и здоровью людей. Для этого не обязательно провоцировать животное, т.к. оно может защищать свою территорию, детеныша или просто воспринять жесты человека как агрессию, на которую нужно отреагировать.

Собаки и кошки переносят стригущий лишай, паразитов (черви), бактериальные инфекции (лептоспироз, сальмонеллез), бешенство. Грызуны могут быть переносчиками бубонной чумы.
Особенная угроза от диких животных создается для детей, поскольку они могут не понимать истинное содержание опасности и быть подвергнутыми внезапному нападению.

Обязательные требования для управляющей организации

Законодательство не устанавливает прямой обязанности для управляющей организации обеспечивать защиту жителей от диких животных.
В то же время работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включают проведение дератизации и дезинсекции таких помещений.
(п. 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290).

Дератизация – это комплекс мер по борьбе с грызунами (протрава ядом или установка специальных ловушек-крысоловок). Ответственность управляющей организации ограничена только теми помещениями, которые входят в состав общего имущества, то есть находятся внутри дома (техэтаж, подвал, подъезды). На место сбора твердых коммунальных отходов может прибежать крыса, но  вины управляющей организации в этом не будет, так как грызун может прибежать из соседнего дома или из леса.

4 декабря 2019 года в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) были внесены изменения.
Было указано, что содержание общего имущества включает в себя поддержание в помещениях определенной (установленной законом) температуры и влажности. Если в помещении есть продухи, то один их них должен быть открыт в течении одного года (пп. «в» п. 11 Правил № 491).
Некоторые жильцы трактовали эту норму, как то, что в подвале должны жить собаки и кошки, у которых нет хозяев. Запрос «Медведев спас бездомных животных» теперь выходит в топ в поисковиках.

Это заблуждение, ни о каких продухах для обеспечения животных местом жительства в подвалах – речи идти не может. После того, как животное умирает в подвале по подвалу распространяются блохи, а иногда клопы (а последних очень непросто извести). Они кусают работников управляющих организаций и постепенно поднимаются вверх в квартиры, начиная грызть и жителей.

Итог:
- управляющая организация отвечает только за протраву грызунов
- но не отвечает за грызунов, которые могут прибежать на придомовую территорию откуда-то
- и полностью не отвечает за диких собак и кошек на придомовой территории.

Как можно решить вопрос с дикими собаками и кошками

Деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя:
- отлов бездомных животных
- их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию)
- возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 498).

На уровне Закона № 498 полномочия федеральных, региональных и муниципальных властей распределены следующим образом.
1. Федеральные власти устанавливают общие принципы содержания животных, перечень животных, запрещенных к содержанию, перечень потенциально опасных собак, утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а также регулируют ряд иных общегосударственных вопросов.
2. Региональные власти разрабатывают порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, вводят положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
3. Обязанности муниципальных властей в Законе № 498 – не определены, данный вопрос решается индивидуально на уровне каждого муниципального образования (города) самостоятельно.

Процедура отлова животных: пример региона

Если кошки не создают прямой угрозы нападения (при условии, что их не трогать), то «потенциально опасные собаки» (формулировка из Закона № 498) ведут себя агрессивнее и опасны, прежде всего, для детей. Чтобы решить данный вопрос необходимо участие органа местного самоуправления.

В муниципальном образовании должна быть выстроена структура при которой:
а) есть система оперативного отлова диких животных по заявками жителей или управляющих организаций;
б) дикие животные помещаются в специальные приюты (для их последующей вакцинации, стерилизации и распределении по тем людям, которые захотят их взять).

Подобная система требует финансирования, поэтому встречается не везде.
Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица (п. 3 и ст. 16 Закона № 498). Действующие муниципальные нормы, как правило, не содержат для органа местного самоуправления прямой обязанности по созданию приюта.

Хорошим способом решения вопроса может стать партнерство органов власти с некоммерческими организациями (центрами помощи бездомным животным или иными зоозащитными организациями), при которой муниципальные власти осуществляют отлов и передачу животных в центры, но не занимаются их устройством в дома.

Процедура и сроки отлова животных урегулированы на уровне субъекта, например, в Пензенской области действует следующий порядок*.
1. Отлов бездомных животных проводится по заявлениям физических и юридических лиц. Подать заявление можно по телефону или письменно (в т.ч. по электронной почту) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
2. Орган местного самоуправления в течение 1 рабочего дня со дня получения направляет заявление лицу, занимающемуся отловом животных.
3. Лица, осуществляющие отлов животных, проводят мероприятия по отлову животного в месте, указанном в заявлении, не позднее 5 дней со дня его получения
*п. 2.2 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных, нормы содержания животных в них на территории Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 30 декабря 2019 г. № 858-пП.

Суммарный срок в 6 дней (5+1) с момента заявки до отлова затрудняет всю процедуру, ведь за такой период времени животные могут далеко мигрировать от первоначального местоположения.

Регистрация собак и вопросы этики при отказе от животных

Даже домашнее животное может стать диким, если его хозяева решили от него отказаться и выгнали на улицу. Поэтому необходимо широкое регулирование, в том числе, и по домашним животным.

Все домашние животные должны быть учтены и зарегистрированы в установленном порядке. Это упрощает решение вопроса с дикими животными (если животное не зарегистрировано в установленном порядке и без хозяина, то оно дикое, пока не доказано иное).

В Татарстане введена процедура уведомительной регистрации собак для:
- учета собак на территории Республики Татарстан;
- предупреждения возникновения болезней, общих для человека и животных;
- поиска потерявшихся собак и возврата их владельцам.

Для регистрации собаки ее владелец подает заявление и представляет животное для осмотра. Владельцу бесплатно выдается свидетельство о регистрации собаки. Снятие с регистрационного учета осуществляется также по заявлению владельца в случае смерти собаки или передачи ее в пункт временного содержания безнадзорных животных (ст. 8 Закона Республики Татарстан от 7 марта 2014 года №16-ЗРТ «Об отдельных вопросах содержания домашних животных в Республике Татарстан»).

Теоретически регистрация животных могла бы осуществляться в специальном приложении. После регистрации животное может получить учетный номер (опыт Татарстана) или QR-код (пандемия с коронавирусом показала широкие возможности для QR-кодирования людей, с животными будет проще).
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ


Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге