Советы юриста для нового ТСЖ
В рамках деятельности ТСЖ важны первые шаги, которые помогут в дальнейшем избежать возможных ошибок. И в таком случае можно применить известную пословицу “как корабль назовешь так он и поплывет”, которая точно определяет вектор начала работы. Юрист по вопросам ЖКХ Дмитрий Бурняшев дает советы начинающим ТСЖ, а также новым председателям уже существующих товариществ.
Информирование жителей дома о работе ТСЖ
Смена УК или смена способа управления влечет за собой “стресс” жителей дома и наличие огромного количества вопросов:
как теперь платить за ЖКУ
как и кому передавать показания
кому звонить по вопросам начислений, аварийных ситуаций
где и когда приемные дни ТСЖ
надо ли платить долг прежней организации
Задача ТСЖ ответить на все эти вопросы и проинформировать о возможных вопросах. Не обязательно отвечать на все эти вопросы по факту звонка, ведь существует масса способов информирования.
Сделайте буклеты с основной информацией о работе ТСЖ и разнесите их по почтовым ящикам. Укажите в буклете:
- дату создания ТСЖ и реквизиты протокола собрания о создании ТСЖ;
- способы взаимодействия жителей с ТСЖ (номера телефонов, e-mail, дни и часы приема)
- способы и даты передачи показаний счетчиков;
- информацию о действиях при аварийных ситуациях ( в том числе номера телефонов аварийных служб).
Создайте группу в мессенджере (WhatsApp, Viber, Vk) и делайте рассылку основной информации о ТСЖ. При этом, группу делайте лишь с правом писать в чат лишь администратору, а не всем участникам.
Для чего надо информировать?
Оставленные вопросы без ответов со стороны ТСЖ могут перерасти в жалобы в контролирующие органы. В свою очередь,проведение проверок - это трата времени, которое можно пустить на более нужные дела. Также, например, отсутствие информации обо всех способах оплаты, влияет на собираемость. К тому же, постоянный диалог в виде информирования, повышает лояльность населения к ТСЖ.
На моей практике был случай, когда собственник не принимал участие в создании ТСЖ, а после получения первой платежки от ТСЖ и отсутствии информации о начале работы в доме ТСЖ, ничего не придумал, кроме как написать жалобу в ГЖИ. В итоге, на проведение проверки ушло время и нервы начинающего председателя.
Собирайте контактные данные жителей по максимумВ идеале, ТСЖ надо получить от каждого собственника заполненную анкету с указанием все сведения о собственнике, а том числе:
паспортные данные
СНИЛС
контактный номер телефона
e-mail при наличии
место работы;
Также не забывайте в анкете указать о согласии собственника на обработку персональных данных. Перечень обязательных реквизитов согласия на обработку содержится в ч. 4 ст. 9 ФЗ "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
Для чего нужные сведения о собственниках? Наличие вышеуказанных сведений позволит ТСЖ в дальнейшем без труда обращаться в суд с требованиями о взыскании задолженности.
С 30.03.2020 года при подаче заявления о вынесении судебного приказа в таком заявлении следует в обязательном порядке указать кроме ФИО и места жительства, еще и один из идентификаторов:
СНИЛС
ИНН
серия и номер документа, удостоверяющего личность
серия и номер водительского удостоверения
Обоснование: Федеральные законы № 451-Ф3 от 28.11.2018 г. , № 343-Ф3 от 17.10.2010 г.
В итоге, перед ТСЖ стоит одна из задач, получить по максимум сведений от собственника, поскольку на законодательном уровне ТСЖ никаким другим способом получить информацию не может.
Работайте с должниками своевременноНаличие долгов бывает по множеству причин:
забыли оплатить вовремя;
оплатили часть, поскольку деньги потратили на другие нужды (например, выбирая между оплатой за ЖКУ и оплатой кредита, в пользу последнего отдают большее предпочтение. В итоге долг за ЖКУ начинает накапливаться);
сложные жизненные обстоятельства, которые делаю невозможным оплату за ЖКУ. Объективно, бывают разные ситуации и выбора куда деньги потратить не бывает.
нежелание платить. Такая категория граждан принципиально не платит, прочитав в Интернете “байки” про бесплатность ЖКУ и т.п.
С каждой из категорий следует работать еще на этапе возникновения задолженности, поскольку чем дальше, тем больше долг и с каждым днем неоплаты.
По моей практике, чем раньше и чаще будет вестить работа с должников, тем эффективнее. В каждом конкретном случае и к каждому должнику следует подходить индивидуально.
Об индивидуальном подходе в работе с должниками.
У меня был случай, когда ТСЖ обратилось ко мне с хронической задолженностью в 800 тыс рублей, которая состоит из 12 должников. Было принято решение написать претензии в отношении должников и в каждой претензии указать на возможность заключения соглашения о рассрочке задолженности, а также мои контактные данные для связи. Претензии вручал лично я, чтобы все возможные вопросы закрыть на первой встрече. Итог работы, было заключено 8 соглашений на сумму 600 тыс рублей, которые исполнялись в срок или по определенным обстоятельствам перезаключались. Суть данной истории в том, чтобы председатели ТСЖ всегда к каждому случаю подходили индвидуально и сколько бы ТСЖ не было право, лучше худой мир, чем война. Поскольку иметь в отношении должника судебный акт еще не значит получить деньги на счет ТСЖ, а вот иметь соглашение о погашении задолженности, которые исполняется, пускай даже небольшими суммами, это уже небольшая победа в борьбе с задолженностью.
Ведите реестр членов ТСЖ с первого дня создания ТСЖРанее, в статье мы указали на необходимость ежегодно сдавать в ГЖИ реестр членов ТСЖ согласно п. 9 ст. 138 ЖК РФ.
Помимо этого реестр членов ТСЖ необходимо вести в ГИС ЖКХ, куда следует выгружать скан заявления о вступлении в члены ТСЖ, а также паспортные данные и СНИЛС.
Ведение реестра членов ТСЖ позволяет с точностью определять кворум на общих собраниях членов ТСЖ.