• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Проблемы обслуживания ВКГО (газовых плит жителей): существующий порядок и попытки государства взвалить эту ответственность на УК

Блог Инфокрафт ЖКХ

Проблемы обслуживания ВКГО (газовых плит жителей): существующий порядок и попытки государства взвалить эту ответственность на УК

Сообщения о бытовых взрывах газа в квартирах (или как их еще называют «хлопках») в последнее время встречаются все чаще. Государство идет по пути централизации ответственности за газопотребляющее оборудование и стремится сделать крайним управляющую домом организацию. Разбираем вопрос, почему это несправедливо и что делать УК и ТСЖ, которые обслуживают ВДГО.

Почему происходят взрывы бытового газа

Чтобы это понять, различаем термины «ВДГО» и «ВКГО».

ВДГО – это внутридомовое газовое оборудование. Оно является общим имуществом и за него отвечает управляющая домом организация, которая обязана заключить договор со специализированной организацией на обслуживание ВДГО.

ВДГО проходит от места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию. Иными словами, от запорного щита, расположенного как правило, на фасаде дома – до крана на опуске к плите на кухне – зона ответственности управляющей организации.

ВКГО – это внутриквартирное газовое оборудование. Это сеть газопотребления на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, т.е. до газовой плиты, колонки, котла. За ВКГО отвечает не управляющая организация, а собственник. И уже он обязан заключить договор на обслуживание своей плиты со специализированной организацией. А если он этого не сделает, то коммунальная услуга по газоснабжению может быть ему приостановлена, а сам потребитель оштрафован (правда эта норма работает очень плохо).

Почти всегда взрывы бытового газа происходят на ВКГО, а не ВДГО, то есть, в зоне ответственности потребителя, а не управляющей организации. Так происходит в силу следующего:

- потребитель не заключает договор на ВКГО со специализированной организацией;
- газовая плита не обслужена, а потенциальная утечка газа потенциально не диагностирована
- в результате рано или поздно происходит взрыв.

Если хозяин дома, то он почувствует запах газа, вызовет газовщиков, откроет окна и предпримет иные меры, необходимые для безопасности себя и близких. Но если потребитель бытового газа ведет асоциальный образ жизни или долго отсутствует к квартире, то диагностировать утечку не всегда получается. В итоге происходит взрыв. По разным оценкам от 10% до 50% ВКГО квартир не обслуживаются и эта очень печальная цифра.

Стоит отметить, что наиболее страшные последствия происходят в случае панельных домов. Почти все серьезные нарушения архитектуры дома – именно по такому типу постройки. Взрыв газа приводит к тому, что многоквартирный панельный дом схлопывается как карточный домик. Сообщения о сильных разрушениях домов в кирпичных домах – редки, т.к. кирпич держит удар крепче, чем панелька.

Зачем крайними за взрывы газа делают УК

Государство стремится всеми силами отнести ВКГО на баланс управляющей организации и включить ВКГО в ВДГО. Это делается для того, чтобы было с кого спросить. После взрыва газа в Ижевске в ноябре 2017 года (причиной которого был асоциальный образ жильца и отсутствие обслуживания ВКГО) уже в декабре Приказом Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр была утверждена Инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 3.1.11 данной Инструкции, управляющая организация должна обеспечивать своевременное техническое обслуживание, ремонт, техническое диагностирование и замену ВДГО и (или) ВКГО. И хотя вначале данной Инструкции указано, что ВКГО – это зона ответственности потребителя, в дальнейшем по тексту документа эта обязанность относится на УК (наряду с другими, например, постоянный мониторинг загазованности).

Сейчас Госдума готовит ко второму чтению законопроект № 337041-7, который внесет (в случае его принятия) поправки в ст. 161 ЖК РФ, по которой обязательным требованием к управлению многоквартирными домами будет являться не только содержание ВДГО, но и ВКГО. Это никак не решит проблему со взрывами бытового газа, но:

- государству будет с кого спросить в случае взрыва («крайней» сделают УК);
- а специализированная организация (большая часть которых аффилированна с газпромовскими структурами) получит деньги не только за ВДГО, но и за ВКГО (т.е. за потребителей, который к ней не идут).

Иными словами, линия государства – централизация схемы обслуживания сетей газопотребления. Помимо этого, через СМИ активно двигается ряд иных нелепых предложений – типа обязательной установки за счет собственников газовых анализаторов. Это никак не поможет решить проблему с взрывами (которые обычно происходят из-за асоциального образа жизни владельцев квартир), но поможет тем, кто будет такие датчики газа принудительно за счет жителей устанавливать.

Как можно было бы решить с ВКГО проблему технически, не делая «крайними» УК

Уже понятно, что газ взрывается потому, что за отсутствие обслуживания газовых сетей никто не несет ответственности. У большинства потребителей нет договоров со специализированными организациями, которые бы ежегодно осматривали и обслуживали горелки. В таком случае ни назначение «крайней» УК, ни установка газовых анализаторов – не решит корень проблемы.

Сейчас за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВКГО предусмотрен штраф для граждан в размере от 1000 до 2000 руб. (п. 2 ст. 9.23 КоАП РФ), но по факту граждан обычно не штрафуют по этой статье.

Так поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа, если у него нет договора на обслуживание ВКГО (пп. «Е» п. 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.2008 № 549). Но и эта норма фактически не работает, поставщик газа редко кого отключает за отсутствие договора.

Вопрос с безопасностью газа можно решить технически и эффективно.
Необходимо:

1. Соотнести базы газоснабжающей организации по лицевым счетам с реестрами договоров специализированных организаций, автоматизировав этот процесс. Почти всегда газовщики рассчитывают своих потребителей напрямую (газ всегда был на особом положении). То есть, у газоснабжающей организации есть база всех потребителей газа. А у специализированных организаций есть база тех, у кого заключены договора по ВКГО. Сверив две базы, мы установим список нарушителей-уклонистов.

2. Уведомить всех выявленных нарушителей об их обязанности заключить договор на обслуживание ВКГО. Это можно реализовать через ГИС ЖКХ или региональную систему ЖКХ.

3. Если в установленный в уведомлении срок договор на обслуживание ВКГО так и не будет заключен, необходимо:
- привлечь к ответственности потребителя, оштрафовав его по п. 2 ст. 9.23 КоАП РФ;
- адресно осуществлять мероприятия по прекращению поставки газа уклонистам (а вот здесь уже управляющая организация может помочь поставщику, указав всех ключевых маргиналов дома).

Но шансов на то, что государство пойдет по пути автоматизации и начнет решать проблему с ВКГО по существу – немного. Гораздо привычнее делать «крайнего» и предоставлять подряды на установку газоанализаторов. А взрывы газа в домах, к сожалению, так и будут происходить из-за отсутствия контроля и автоматизации в данном вопросе.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
https://pavelkuznetzov.ru.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге