Все о плате за мусор: как мы будем его оплачивать после 1 марта 2023 года, и кто получит перерасчет
19.12.2022
10:00
19 декабря 2022 в 10:00
Начисление платы за коммунальную услугу по обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) вызывает больше всего нареканий со стороны населения. Причины понятны: вне зависимости от того, пользуется ли услугой потребитель или нет, он должен ее оплачивать. Но в следующем году все поменяется. Рассказываем, что будет нового.
Как плата за мусор устроена сейчас
Обращение с ТКО – коммунальная услугу. Ее может оказывать два лица:
- управляющая домом организация (УК или ТСЖ), если собственники не приняли на общем собрании решения об оказании услуги региональным оператором по обращению с ТКО (ст. 157.2 ЖК РФ);
- региональный оператор по обращению с ТКО, если жители проголосовали за это на общем собрании.
В любом случае тариф на обращение с ТКО – регулируемый, устанавливается тарифным органом и учитывает предельные индексы и прочие факторы. То есть, УК и ТСЖ не смогут начислять выше, чем определили региональные власти. По специальном механизму ценообразования регоператор закладывает свои издержки в едином тарифе.
Особенность сферы, что рынок обращения с ТКО представляет собой классическую монополию. В границах муниципального образования может работать только один региональный оператор. Иногда такой оператор один на целый регион.
Порядок расчетов за обращение ТКО урегулирован в разделе XV_1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Там указано, что:
- договор на обращение с ТКО может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть, разовой оплаты квитанции достаточно, чтобы считать, что договор заключен);
- потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления;
- расчетный период равняется одному месяцу;
- коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.
Для расчета платы за мусор используется три способа:
- исходя из количества проживающих (если их нельзя установить, то плата начисляется по числу собственников): число проживающих делится на норматив накопления и умножается на тариф;
- исходя из площади помещения: количество метров делится на норматив накопления и умножается на тариф;
- исходя из раздельного накопления сортированных отходов (практически не применяется, а во многих регионах нормативы на раздельное накопление не утверждены в принципе).
Большая часть российских регионов использует принцип расчет по квадратным метрам. В таком случае неважно, пользуется ли услугой потребитель. Предполагается, что факт наличия помещения сам по себе способен генерировать мусор, а значит, услугу нужно оплачивать.
Окончательное решение о том, как начислять мусор (с квадратного метра или с «головы»), принимают власти каждого региона. Если принято решение об оплате с квадратных метров, то сделать перерасчет по принципу «не живу, не плачу» – нельзя. В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством не установлен порядок перерасчета данной платы (Определение Верховного суда РФ от 04.08.2022 г. по делу №o 301-ЭС22-3743). Но теперь все поменяется.
Что предлагает Правительство
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2022 г. № 2076 внесены изменения в Правила № 354. Речь идет про новый порядок расчета, который будет действовать с марта 2022 года.
Принятый порядок предполагает новые формулы расчета за коммунальную услугу в случае временного, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствия в жилом помещении потребителя коммунальной услуги. Сейчас такой порядок принимается в случае, если у потребителя нет приборов учета и составлен Акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. Такой Акт по ТКО составляться не будет. Но факт временного отсутствия нужно будет подтвердить документами.
Чтобы получить перерасчет, нужно:
1. Подготовить заявление исполнителю услуги (за 5 дней до начала отсутствия или не позднее 30 дней после окончания отсутствия потребителя). Максимальный период перерасчета 6 месяцев и его нужно будет продлять снова и снова, подавая новое заявление.
В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению прикладываются подтверждающие факт отсутствия документы. Из перечень в законе очень широк (билеты, счета, командировочные удостоверения, справки о лечении, документ о регистрации по месту пребывания, справка СНТ о проживании на даче и иные подобные документы).
2. Исполнитель услуги вправе проверять подлинность, полноту и достоверность содержащихся в сведений в документах, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
3. Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются в квитанции (если заявление подано до факта реального отсутствия потребителя – исполнитель будет 6 месяцев подряд (максимум) выставлять квитанции без услуги по ТКО; если заявление подано после – потребителя ждет перерасчет за период временного отсутствия в очередном платежном документе) (п. 92-97 Правил № 354).
Как относиться к новому порядку
На первый взгляд, никакого подвоха в новом порядке расчета услуги по ТКО – нет. Как говорится, давно пора перестать оплачивать несуществующие услуги. В чем-то новый порядок напоминает ранее существовавший механизм назначения субсидий, которые можно будет продлять каждые 6 месяцев.
Но есть опасения, что у исполнителя услуги (который неизбежно потеряет ряд выпадающих доходов, которые он привык получать за фактически неоказанные услуги) начнутся множественные придирки к документам, которые дают право на перерасчет.
Например, справки об отсутствии или проживании в СНТ должны быть заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Если регистрационный номер не будет указан, то это автоматическое основание для отказа и придется справку брать вновь. То есть, побегать ногами, чтобы доказать свою правоту все же придется. Опять же право на перерасчет не получат собственники нежилых помещений (временное отсутствие применяется только к жилым). Кроме того, в законе не указано прямо, что регистрация по месту жительства в ином месте выступает гарантией освобождения от оплаты. Речь идет лишь про документы временного пребывания. Значит, «прописка» в паспорте относится к разряду «иных» документов.
Другой минус – отсутствие автоматизации. Нужно собирать бумажки, идти в офис УК или регопреатора и что-то там доказывать. Иными словами, у гражданина есть некая мусорная презумпция виновности. Хотя в условиях цифровизации можно было предусмотреть сервис обмена информацией через ГИС ЖКХ. В любом случае в следующем году нас ждет интересная судебная практика по спорам между гражданами, желающими получить скидку и исполнителями услуги, не желающими ее предоставлять по всевозможным поводам.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru.
Обращение с ТКО – коммунальная услугу. Ее может оказывать два лица:
- управляющая домом организация (УК или ТСЖ), если собственники не приняли на общем собрании решения об оказании услуги региональным оператором по обращению с ТКО (ст. 157.2 ЖК РФ);
- региональный оператор по обращению с ТКО, если жители проголосовали за это на общем собрании.
В любом случае тариф на обращение с ТКО – регулируемый, устанавливается тарифным органом и учитывает предельные индексы и прочие факторы. То есть, УК и ТСЖ не смогут начислять выше, чем определили региональные власти. По специальном механизму ценообразования регоператор закладывает свои издержки в едином тарифе.
Особенность сферы, что рынок обращения с ТКО представляет собой классическую монополию. В границах муниципального образования может работать только один региональный оператор. Иногда такой оператор один на целый регион.
Порядок расчетов за обращение ТКО урегулирован в разделе XV_1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Там указано, что:
- договор на обращение с ТКО может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть, разовой оплаты квитанции достаточно, чтобы считать, что договор заключен);
- потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления;
- расчетный период равняется одному месяцу;
- коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.
Для расчета платы за мусор используется три способа:
- исходя из количества проживающих (если их нельзя установить, то плата начисляется по числу собственников): число проживающих делится на норматив накопления и умножается на тариф;
- исходя из площади помещения: количество метров делится на норматив накопления и умножается на тариф;
- исходя из раздельного накопления сортированных отходов (практически не применяется, а во многих регионах нормативы на раздельное накопление не утверждены в принципе).
Большая часть российских регионов использует принцип расчет по квадратным метрам. В таком случае неважно, пользуется ли услугой потребитель. Предполагается, что факт наличия помещения сам по себе способен генерировать мусор, а значит, услугу нужно оплачивать.
Окончательное решение о том, как начислять мусор (с квадратного метра или с «головы»), принимают власти каждого региона. Если принято решение об оплате с квадратных метров, то сделать перерасчет по принципу «не живу, не плачу» – нельзя. В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством не установлен порядок перерасчета данной платы (Определение Верховного суда РФ от 04.08.2022 г. по делу №o 301-ЭС22-3743). Но теперь все поменяется.
Что предлагает Правительство
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2022 г. № 2076 внесены изменения в Правила № 354. Речь идет про новый порядок расчета, который будет действовать с марта 2022 года.
Принятый порядок предполагает новые формулы расчета за коммунальную услугу в случае временного, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствия в жилом помещении потребителя коммунальной услуги. Сейчас такой порядок принимается в случае, если у потребителя нет приборов учета и составлен Акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. Такой Акт по ТКО составляться не будет. Но факт временного отсутствия нужно будет подтвердить документами.
Чтобы получить перерасчет, нужно:
1. Подготовить заявление исполнителю услуги (за 5 дней до начала отсутствия или не позднее 30 дней после окончания отсутствия потребителя). Максимальный период перерасчета 6 месяцев и его нужно будет продлять снова и снова, подавая новое заявление.
В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению прикладываются подтверждающие факт отсутствия документы. Из перечень в законе очень широк (билеты, счета, командировочные удостоверения, справки о лечении, документ о регистрации по месту пребывания, справка СНТ о проживании на даче и иные подобные документы).
2. Исполнитель услуги вправе проверять подлинность, полноту и достоверность содержащихся в сведений в документах, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
3. Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются в квитанции (если заявление подано до факта реального отсутствия потребителя – исполнитель будет 6 месяцев подряд (максимум) выставлять квитанции без услуги по ТКО; если заявление подано после – потребителя ждет перерасчет за период временного отсутствия в очередном платежном документе) (п. 92-97 Правил № 354).
Как относиться к новому порядку
На первый взгляд, никакого подвоха в новом порядке расчета услуги по ТКО – нет. Как говорится, давно пора перестать оплачивать несуществующие услуги. В чем-то новый порядок напоминает ранее существовавший механизм назначения субсидий, которые можно будет продлять каждые 6 месяцев.
Но есть опасения, что у исполнителя услуги (который неизбежно потеряет ряд выпадающих доходов, которые он привык получать за фактически неоказанные услуги) начнутся множественные придирки к документам, которые дают право на перерасчет.
Например, справки об отсутствии или проживании в СНТ должны быть заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Если регистрационный номер не будет указан, то это автоматическое основание для отказа и придется справку брать вновь. То есть, побегать ногами, чтобы доказать свою правоту все же придется. Опять же право на перерасчет не получат собственники нежилых помещений (временное отсутствие применяется только к жилым). Кроме того, в законе не указано прямо, что регистрация по месту жительства в ином месте выступает гарантией освобождения от оплаты. Речь идет лишь про документы временного пребывания. Значит, «прописка» в паспорте относится к разряду «иных» документов.
Другой минус – отсутствие автоматизации. Нужно собирать бумажки, идти в офис УК или регопреатора и что-то там доказывать. Иными словами, у гражданина есть некая мусорная презумпция виновности. Хотя в условиях цифровизации можно было предусмотреть сервис обмена информацией через ГИС ЖКХ. В любом случае в следующем году нас ждет интересная судебная практика по спорам между гражданами, желающими получить скидку и исполнителями услуги, не желающими ее предоставлять по всевозможным поводам.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru.