• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Некачественные коммунальные услуги (ржавая вода, слабый напор и пр.). Как решать проблему с исполнителем услуги

Блог Инфокрафт ЖКХ

Некачественные коммунальные услуги (ржавая вода, слабый напор и пр.). Как решать проблему с исполнителем услуги

По мере обветшания инженерных сетей оказание качественных коммунальных услуг становиться большой проблемой для их исполнителя. С учетом того, что государство отказалось вводить специальную административную ответственность для поставщиков ресурса – воздействовать на них существующими методами очень непросто и любые действия в определенной степени выступают как партизанские. Ранее мы начинали разбирать этот вопрос с акцентом на нарушения со стороны ресурсника. Теперь же мы посмотрим на данную тему более системно.

Виды некачественных услуг и варианты ответственных лиц

В зависимости от степени благоустройства дома потребителям оказываются разные коммунальные услуги. Чем больше благоустройства, тем больше услуг. Наиболее распространенными проблемами коммунальных услуг выступают следующие:

1. Низкий напор воды. Основные причины:
- утечки из-за аварий на магистрали, которая подает коммунальный ресурс в дом;
- недостаточная мощность насосного оборудования, которое подает ресурс в сеть.

2. Плохое качество воды (ржавчины, примеси и пр.). Основные причины:
- недостаточная фильтрация и очистка на этапе забора воды из водохранилищ;
- ветхие сети, которые обогащают воду цветом металлической ржавчины.

3. Недостаточные параметры теплоснабжения, а именно низкое давление по подаче тепловой энергии. Основные причины аварии и утечки на магистральной сети, в итоге низкое давление не позволяет продавить сеть.

4. Неотведение сточных вод и забитая канализация. В итоге колодцы на придомовой территории встают, а стоки и нечистоты уходят в подвал или «фонтанируют» в бытовых сетях потребителей. Чаще всего проблема возникает из-за отказа водоканала обслуживать участок сети, который является бесхозным. Ситуация усугубляет неправильно заключенный договор ресурсоснабжения.

5. Перебои энергоснабжения. В большей степени это редкость, однако ситуация возможна, если вводной кабель на дом поврежден или нарушена его изоляция.
За некачественную коммунальную услугу отвечает ее исполнитель, т.е. то лицо, которое такую услугу оказывает. В базовом варианте им является управляющая домом организация. Но так бывает не всегда. Если собственники проголосовали за прямые договоры с ресурсником (ст. 157.2 ЖК РФ), то исполнителем услуги становится поставщик, а УК лишь «обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг» (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Кроме того, УК может оказывать одну услугу (скажем, электроснабжение), но не оказывать другую (холодное водоснабжение). Проблема часто заключается в том, что:

- ресурсник часто отказывается считать себя исполнителем (предполагается, что он лишь собирает деньги, а все остальное – забота управляющей организации), а надзорные органы зачастую с этим соглашаются;
- если исполнителем услуги является УК, она полностью зависит от поставки ресурса ресурсником, ведь ресурс автономно в доме не производится. Это очень большая проблема для цеха: УК и ТСЖ находятся «на передовой» во взаимодействии с потребителем и выступают в качестве «единого окна» (терминология Минстроя) по приему жалоб за услугу, первопричина низкого качества которой не в них.

Инструменты воздействия на исполнителей

1. Административные методы.

Штраф за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами на должностных лиц составляет 500 до 1000 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей. В принципе суды назначают такие штрафы не только управляющим организациям, но и ресурсникам:

- в одном из дел суд указал, что ресурсником не было принято достаточных мер по надлежащему соблюдению установленных требований в сфере обеспечения населения коммунальными услугами (Определение ВС РФ от 13.11.2018 г. по делу № А41-103909/2017);
- в другом случае суд указал, что являясь ресурсоснабжающей организацией, общество обязано поставлять коммунальный ресурс бесперебойно с соблюдением условий о порядке и условиях предоставления таких услуг (Определение ВС РФ от 21.08.2019 г. по делу № А70-17572/2018).

Естественно, такие штрафы накладываются не только на исполнителя, но и на поставщика, даже если он не является исполнителем услуги. Общая проблема данного метода в следующем:

- штрафы совершенно мизерные и никак не мотивируют поставщиков и исполнителей повышать качество оказываемых услуг. Низкое качество услуг связано с ветхостью сетей, их ремонт нужно закладывать в инвестпрограмму и менять, но этого не делается;

- штраф назначается по итогам проверки, но проверки в этом и следующем году существенно ограничены, а кроме того, в моменте проведения проверки подача коммунального ресурса может быть восстановлена, тогда эффективность проверки будет равна нулю.

2. Гражданско-правовые методы.

В законе установлена обязанность поставщика ресурса проводить перерасчет. Например, по ГВС за каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы снижается на 0,1%. А если температура ниже 40°С, то услуга ГВС тарифицируется как услуга ХВС. Такие же алгоритмы приводятся по другим услугам. Но проблема в том, что добровольное возмещение за некачественную услугу почти никогда не работает.
Во-первых, ресурсник зачастую не возмещает добровольно ни рубля УК как исполнителю. Соответственно, УК если и может произвести перерасчет жителям, то только из своих денег или средств на текущее содержание, а значит дом недополучит жилищных услуг. И проконтролировать возвращение денег всем потребителям – некому или технически сложно (ведь каждое отключение нужно фиксировать, рассчитывать, а такие отключения в течение даже одной недели могут быть веерными).

Во-вторых, сами суммы перерасчетов за некачественные услуги – мизерные. Теоретически можно пересчитать эти копейки, но сама процедура перерасчета не такая уж и простая. Все нужно заактировать, причем зачастую с представителем ресурсника (в зависимости от условий заключенного договора на поставку ресурса). Это долго и хлопотно.

3. Судебные методы.

Причина нарушения параметров подачи коммунальных ресурсов – это аварийность инженерных сетей, по которым осуществляется подача коммунального ресурса. Соответственно, одним из способов обеспечения потребителей коммунальных услуг могло бы быть понуждение ресурсника осуществлять замену инженерных сетей из-за аварийности которых дом недополучает коммунального ресурса. На такая практика единичная и пока что широко не распространена. Кроме того, довольно непросто доказать причинно-следственную связь между ветхими сетями и недопоставкой коммунального ресурса именно в данный дом.
Но зато хорошо помогает взыскание с поставщиков ресурса убытков, прежде всего, за прочистку канализации тогда, когда гарантирующая организация отказывается это делать.

Допустимая продолжительность перерыва водоотведения не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии). В случае если УК обратилась к поставщику, и канализация на внешних сетях не прочищена можно смело чистить канализацию самостоятельно, а с поставщика взыскивать убытки. Такая судебная практика широко наработана и особых сложностей тут обычно не возникает. Но вот в случае необеспечения теплоснабжения ремонт своими силами провести крайне сложно: для этого требуется много техники и специальные разрешения.

Объективно проблема с низким качеством коммунальных услуг на сегодняшний день неразрешима. Сети продолжают ветшать, темпы их замены остаются крайне низкими, а значит уровень обеспеченности населения коммунальными услугами будет снижаться и дальше. Нужны серьезные инвестиционные программы по замене коммунальных сетей и жесткие штраф в отношение поставщиков за неисполнение своих обязательство. Но пока ни первого, ни второго не предвидится. Поэтому эту проблему мы решаем ситуативно, и что называется «подручными средствами», описанными в статье.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Домовые чаты и управляющая организация. Как строить работу правильно
Читать
Работа с возражениями на общих собраниях. Основные принципы публичного ЖКХ-комплаенса
Читать
Умные счетчики и умный дом. Как их эксплуатировать и заложить в тарифе
Читать