• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Новые требования к газовой безопасности. Какие проблемы цеху создаст новое регулирование с 1 сентября 2023

Блог Инфокрафт ЖКХ

Новые требования к газовой безопасности. Какие проблемы цеху создаст новое регулирование с 1 сентября 2023

С 1 сентября 2023 года начнут действовать поправки в Жилищный кодекс и закон о газоснабжении. Формально они направлены на развитие безопасной эксплуатации газопотребляющего оборудования и пользования газом в быту. Но фактически они создают колоссальные проблемы цеху и потребуют проведение общих собраний в сжатые сроки, чтобы не получить многотысячные штрафы.

С чего все начиналось

Взрывов бытового газа в домах в последнее время все больше. Самые серьезные последствия и разрушения мы видим в панельных домах. Из-за высокого давления, вызываемого взрывной волной, панельные дома складываются как карточные домики.
Последние несколько лет регулирование шло по пути постепенного ужесточения.

Например, в ноябре 2017 года случился взрыв жилого дома в Ижевске (погибло 7 человек), а уже от 5 декабря 2017 года приказом Минстроя № 1614/пр была утверждена инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд. Согласно ей, управляющая домом организация обязана:

- обеспечивать своевременное техническое обслуживание, ремонт, техническое диагностирование и замену ВДГО и (или) ВКГО (п. 3.1.11);
- не реже 1 раза в 10 рабочих дней проводить проверку загазованности подвалов, погребов, подполий и технических этажей с фиксацией результатов контроля в журнале проверок с указанием даты проведения проверок, лиц, которыми они были проведены, помещений, в которых проводились проверки, результатов проведения проверок (п. 3.1.14);
- перед входом в подвалы, погреба, подполья и технические этажи до включения электроосвещения или зажигания огня убедиться в отсутствии загазованности указанных помещений (п. 3.1.15).

То, что минстроевская инструкция отнесла на баланс управляющей организации следить за ВКГО (которое является имуществом собственника) само по себе возмутительно. Но самое главное то, что толку от этой инструкции много не стало. Взрывы газа продолжались все последние годы. Например, самые известные случаи последнего года: 2023 год: март – Чита, февраль – Новосибирск и Ефремов Тульской области, декабрь 2022 года – Нижневартовск, апрель 2022 года – Ступино. Погибли десятки людей, пострадало имущество и очевидно, что инструкция Минстроя несильно всем помогла. Ведь обычно взрыв газа происходит в помещении, где годами не обслуживалось ВКГО (потому что нет договора на его обслуживание).

Видя такую пугающую статистику государство решило, что называется, «затянуть гайки». Но сделало это своеобразно.

Что получилось в итоге

Принятый Федеральный закон от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» предполагает следующее.

1. Жилищной инспекции добавили полномочий – контролировать соблюдение законодательства о газоснабжении. Хотя, в общем-то, это было и ранее: ведь договоры на обслуживание ВДГО в обязательном порядке размещаются на сайте ГИС ЖКХ.

Также ГЖИ будет проверять требования к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов (что тоже и так было, когда ГЖИ периодически запрашивает акты о проверках этого имущества).

2. Если в доме оказывается коммунальная услуга по газоснабжению, то в уставе ТСЖ и ЖСК должна быть предусмотрена обязанность заключить со специализированной организацией договор по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО. Естественно, в большинстве уставов это не прописано, а значит, почти всем ЖКХ и ЖСК придется проводить собрание и принимать новые уставы или вносить изменения в действующие.

А если в доме работает УК, то в договоре с ней должна быть формулировка про «обязанность управляющей организации заключить со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено)».

3. В ЖК РФ вводится отдельная статья 157.3 под названием «Предоставление коммунальных услуг. плата за жилое помещение и коммунальные услуги» (по аналогии со ст. 157.2). В ней указано, что:

- коммунальная услуга оказывается только тем, у кого есть договор на ВКГО;
- техническое обслуживание и ремонт ВДГО осуществляется на основании договоров со специализированной организацией, который заключает УО/ТСЖ, а обслуживание ВКГО – ведется на основании такого же договора, который заключает собственник;
- общее собрание может принять решение об определении лица, которое от имени указанных собственников и нанимателей уполномочено на заключение договора о техническом обслуживании ВДГО в многоквартирном доме (понятно, что таким лицом будет УО/ТСЖ/ЖСК).
- обслуживание и ремонт ВДГО/ВКГО осуществляет только одна специализированная организация (что в общем-то всегда и было);
- приводятся общие фразы о требованиях к специализированной организации и о том, что цены на ее услуги устанавливаются в установленном порядке.

4. Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Если до этого времени были заключены иные договоры на ВДГО/ВКГО, они продолжают действовать, но в любом случае расторгаются не позднее 1 января 2024 года. Также до этого срока они должны быть приведены в соответствие.

Почему новые поправки губительны для цеха и никак не помогут в газовой безопасности

УК и ТСЖ дадут 90 дней на то, чтобы привести уставы и договоры управления в соответствии с новым требованиями (считая с 1 сентября 2023 года). Естественно, для этого придется проводить общее собрание (ТСЖ, ЖСК – членов, а УО – собственников), а осенью и зимой это делать очень тяжело. И если этого не сделать, то уже с 1 декабря 2023 года УК можно штрафовать за грубое нарушение лицензионных требований, а ТСЖ/ЖСК по 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Это колоссальный удар по цеху, который переживает непростые времена.
Прямую выгоду от закона получат газовые монополисты, потому что сейчас возможно выбрать любую специализированную организацию (и судебная практика это допускает). А теперь, видимо, будет только одна, газпромовская, а остальные будут постепенно выдавливаться с рынка.

Кроме того, на уровне ГЖИ начнут давить на УО/ТСЖ/ЖСК, чтобы жители проголосовали за то, чтобы ВКГО (основной источник взрывов газа) обслуживался за их счет. Для жителей эта тема «хайповая» (меньше платить и ответственность на управляющей организации). А для последней – это значит быть крайним в случае ЧП и нести дополнительные затраты, которые никак не компенсируются.

Самое ужасное это то, что придется проводить общие собрания, чтобы принять изменение в устав об очевидном. Ведь на сегодняшний день обязанность для УО/ТСЖ/ЖСК заключить договор со специализированной организацией прописана:

- в обязательных лицензионных требованиях (пп. «В» п. 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110)

- в п. 21 Минимального перечня услуг и работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290;
- п. 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410.

В какую голову пришла мысль дополнительно прописывать это в уставе ТСЖ/ЖСК и договоре управления через проведение общего собрания, в столь сжатые сроки (зимой), при наличии прямой обязанности в законе заключить такой договор, да еще под угрозой штрафа в четверть миллиона рублей – остается только догадываться.

Ведь все, что предлагается в законе «о газовой безопасности» итак многократно прописано в постановлениях правительства.
Самое важно то, что все эти меры не имеют ничего общего с безопасностью газопотребления.

Как уже было отмечено, 99,99% взрывов газа происходят не по вине УО/ТСЖ/ЖСК (у которых договор на ВДГО есть всегда), а потому что нерадивый собственник не заключил договор на ВКГО и не обслужил свою плиту вовремя. Хотя он обязан это сделать (пп. «Б» п. 13 Порядка поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549). И если это не сделать в КоАП РФ есть даже отдельная статья (п. 2 ст. 9.23) со штрафом до 2000 рублей для граждан, которая применяется слабо (ведь «строить» УК проще, чем вести работу с конечными потребителями).

К тому же, принимая такой закон, совершенно забыли о крышных газовых котельных, а таких домов немало, и они требуют специальных знаний по эксплуатации столь сложными объектами.

Газовики были всегда в особом положении и существовали как «государство в государстве». Они имеют письменные договоры с потребителями. Или как минимум лицевые счета, которые заведены в ГИС ЖКХ. Специализированные организации тоже так или иначе в массе своей аффилированы с Газпромом.
Значит, нужно сопоставить список тех потребителей, кто пользуется газом, со списком тех, кто не заключил договор на ВДГО. И отключить нарушителей. И проблема взрывов бытового газа, в массе своей будет решена. Но, видимо, вместо этого гораздо проще мучить цех невыполнимыми и бесполезными требованиями с большими штрафами, чем работать с населением.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге